Стальные богатыри

Даже в век высокоточного оружия танк остается одним из самых эффективных средств на поле боя

Даже в век высокоточного оружия танк остается одним из самых эффективных средств на поле боя

Кроме выдающихся характеристик нашей бронетехники на боевую эффективность танковых подразделений влияет качество подготовки экипажей, их опыт и слаженность. Недавно проявить свои профессиональные навыки белорусские танкисты могли на подмосковном полигоне Алабино, где прошли необычные состязания по танковому биатлону. В итоговых заездах на машинах Т-72Б приняли участие лучшие экипажи из России, Беларуси, Казахстана и Армении.

Гонки по кругу

Вместо лыж у военных — стальные траки Т-72Б, палки заменил могучий дизельный двигатель, а мелкокалиберную спортивную винтовку — мощная 125-мм пушка и зенитный пулемет. Идея гонок на танках со стрельбой, казалось, лежала на поверхности, но до сих пор никому в голову не приходило сделать из этого международное мероприятие со спортивной основой. А тут — все в лучших традициях технико-спортивного шоу: специально подготовленные и раскрашенные танки, утвержденный регламент, гоночное кольцо с огневыми рубежами, красивая пиротехника, показательные выступление десантников и... самолета Ил-76, который создал настоящую радугу, вылив на поле тонны воды.

Экипажам-участникам предстояло преодолеть три огневых рубежа. На первом они должны были поразить мишени ракетным снарядом, на втором — из зенитного пулемета, а на третьем — артиллерийскими снарядами в движении.  В общей сложности каждому танку необходимо было преодолеть почти двадцать километров на максимальной скорости, ведя стрельбу из всех видов вооружения по мишеням, поднимающимся на различных направлениях и дальностях. Тем, кто не попал по мишени, пришлось еще наматывать штрафные круги на пятисотметровом кольце. При этом на общезачетное время влияли не только скорость преодоления трассы и обязательное поражение всех мишеней, но и чистое, без штрафных баллов преодоление различных препятствий. В общем, задача у танкистов была непростая, и для ее выполнения нужно было показать все свои профессиональные навыки.

Нашу страну на этих соревнованиях представляли танковый экипаж 355-го гвардейского отдельного танкового батальона 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады Северо-Западного оперативного командования под командованием командира взвода Артема Богданова и экипаж танкового батальона 6-й гвардейской отдельной механизированной бригады Западного оперативного командования, командир взвода — Евгений Леоненко.

До третьего штатного выстрела из пушки Т-72Б белорусские танкисты уверенно держались на второй строке турнирной таблицы, но технические проблемы с механизмом заряжания не позволили закрепить успех. В итоге ребята заняли третье место, пропустив вперед россиян и казахстанцев.

Однако судьи соревнований признали, что наша команда сражалась наравне с хозяевами турнира. По количеству пораженных мишеней и безошибочно преодоленных препятствий белорусы стали лучшими.

Экипаж машины боевой

Наши танкисты получили из рук главы российского военного ведомства Сергея Шойгу кубок с бронзовой моделью основного боевого танка Т-72Б. Также гвардии старший лейтенант Артем Богданов, гвардии рядовой Евгений Краснопрошин и гвардии ефрейтор контрактной службы Игорь Бабич награждены медалью “За укрепление боевого содружества”.

— Белорусские танкисты молодцы! — отметил начальник главного управления боевой подготовки Вооруженных сил Республики Беларусь Валерий Хохлов. — Несмотря на технические неполадки, задача, поставленная перед нашим экипажем, выполнена в полном объеме.

По словам специалистов, ценность таких тренировок очевидна. Ведь танковые экипажи обязаны научиться выполнять боевые задачи в условиях, близких к условиям реального современного боя. На полигонах отрабатываются навыки стрельбы, на полевых выходах и учениях экипажи получают опыт вождения, прохождения маршрутов и преодоления препятствий. Но у всех этих видов боевой подготовки есть свои минусы. В них разделены упражнения на движение и на поражение целей. К тому же у экипажей нет жесткого ограничения по времени, тогда как в реальном бою движение, поиск целей, наведение оружия и поражение целей должны происходить одновременно.

— Для нас принципиально важно, чтобы экипаж имел не только хорошие навыки вождения и умел отлично стрелять, — говорит старший офицер главного управления боевой подготовки Вооруженных сил Владимир Гребенчук.  — Важно, чтобы его действия были слаженными и быстрыми, чтобы операции членов экипажа были отработаны и направлены на скорость поражения цели. И танковый биатлон как раз тот вид боевой подготовки, который отрабатывает эти навыки.

В перспективе танковый биатлон вполне может превратиться в танковую “Формулу-1”. По словам Сергея Шойгу, не исключено, что в следующем году в соревнованиях примут участие экипажи из США, Германии, Италии. Если эти планы воплотятся в жизнь, то мы станем свидетелями захватывающего зрелища, настоящей битвы технологий.

Досье “НГ”

 Созданный почти полвека назад Т-72 до сих пор остается самым массовым серийным танком в мире и состоит на вооружении десятков стран. С 1982 года стальной солдат принял участие более чем в десяти войнах и вооруженных конфликтах, в том числе в боевых действиях в Иране, Ираке, Армении, Грузии, Чечне, Ливии. По словам Героя России, командира танковой роты во время войны в Южной Осетии Юрия Яковлева, чья машина получила четыре попадания снарядов, но из строя не вышла, Т-72 — лучший танк ХХ века, и время его не прошло.

Современные многоканальные прицелы, оборудованные телевизионными мониторами, позволяют вести огонь по цели всеми типами боеприпасов, в том числе и управляемой ракетой с места и с ходу, днем и ночью, на дальность до пяти километров. На танках Т-72Б установлена помехозащищенная система управления ракетой по лучу лазера. Броневая защита представляет собой многослойные комбинированные преграды, которые обеспечивают неуязвимость от большинства типов бронебойных и кумулятивных снарядов. Танк способен преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около километра. Двигатель мощностью 840 лошадиных сил приспособлен к работе на дизельном и реактивном топливе, а также на автомобильном бензине.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter