Гендиректор БМЗ — о мировом рынке металлопродукции, конкуренции, работе в период пандемии и наращивании отгрузок

Стальной экспорт

Для белорусской экономики металлургическая отрасль стала еще и серьезным источником экспортных доходов, а для бюджета — источником налоговых поступлений. Правда, мировая отрасль давно испытывает все прелести тотального перепроизводства, что порождало еще в прошлые годы парад протекционизма. Пандемия добавила остроты и неопределенности на международных рынках. Как в этой ситуации чувствует себя белорусская металлургия? Удается ли преодолеть барьеры, доказав свою конкурентоспособность? Об этом поговорили с генеральным директором ОАО «Белорусский металлургический завод — управляющая компания холдинга «Белорусская металлургическая компания» Дмитрием Корчиком. 

Сохранили место на рынке

— Дмитрий Александрович, на рынке металла и металлопродукции на протяжении нескольких лет складывался кризис перепроизводства. И многие, если не все, производители испытывали временами колоссальные сложности. Какова ситуация сейчас?

— 23 июля Всемирная ассоциация сталепроизводителей (WORLDSTEEL), объединяющая металлургические предприятия 64 стран, в том числе и Беларусь, которую представляет БМЗ, опубликовала данные о производстве стали за первое полугодие 2020 года. Обнародованная информация свидетельствует о том, что крайняя точка спада в глобальной металлургической отрасли осталась позади. В июне среднесуточная выплавка стали на 3 процента превысила майский уровень и достигла 4,943 миллиона тонн. В целом за первое полугодие мировое производство стали под влиянием различных факторов сократилось на 6 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 873,1 миллиона тонн. При этом практически во всех наиболее промышленно развитых регионах мира масштабы падения металлургического производства в указанном периоде оказались гораздо выше, чем в нашей стране. Так, в странах ЕС спад составил 18,7 процента, в Северной Америке — 17,6 процента, в Южной Америке — 19,9 процента. 

Белорусскому металлургическому заводу удалось преодолеть этот сложный период с одними из наилучших показателей в мире: спад производства стали за шесть месяцев 2020 года составил 2,4 процента к аналогичному периоду прошлого года, то есть в 2,5 раза меньше, чем в целом по миру. 

Что касается рынка металлопродукции, то жесткие меры карантина, повлекшие за собой остановку автомобильных заводов и строительных проектов, снизили спрос на металлопродукцию и сырье. Дополнительный удар по мировой экономике нанес и распад соглашения ОПЕК+. В результате, начиная с марта 2020 года, сложилась негативная динамика цен на сортовой прокат. Девальвация российского рубля и снижение сезонного спроса спровоцировали переориентацию продаж российских металлургических компаний с внутреннего рынка на экспорт, и возникло избыточное предложение на рынках стран Африки и Ближнего Востока.

В целом, по прогнозам аналитиков, оживление спроса на арматуру и катанку началось во II квартале, а на продукцию более высоких переделов — в III квартале 2020 года. Восстановление будет продолжительным — до середины 2022 года. Несмотря на неблагоприятную ситуацию в мировой экономике, основной задачей, стоящей перед БМЗ, является сохранение присутствия на существующих рынках сбыта продукции. При текущем уровне конкуренции прекращение поставок, даже если они не совсем выгодны в краткосрочном периоде, может сказаться на позициях компании в долгосрочной перспективе, когда рынки восстановятся и маржинальность поставок придет к приемлемой норме.

Фото предоставлено пресс-службой БМЗ

— Одной из позиций с высокой добавленной стоимостью у наших металлургов являлись горячекатаные бесшовные трубы, которые завоевали хорошие позиции у ведущих мировых потребителей. Очевидно, что золотые времена нефтедобытчиков уходят в историю. Насколько это сказывается на реализации этого вида продукции?

— Действительно, события 2020 года нанесли по потребителям трубной продукции нефтегазового сортамента (OCTG) серьезный удар. Цены на нефть упали до минимумов за 20 лет, что привело к сокращению бурения и, соответственно, снижению спроса на трубы во всем мире. В том числе и на наших ключевых рынках — в США и России. Так, в США буровые работы сократились до рекордного минимума: с начала года показатель снизился на 65 процентов, с максимальных 680 до 237 единиц. Число буровых установок для добычи нефти и газа по всему миру уменьшилось в мае в месячном выражении на 338 единиц, или на 22,3 процента, до 1176 единиц, о чем свидетельствуют данные американской нефтегазовой сервисной компании BakerHughes. В годовом выражении количество действующих буровых убавилось на 1006 единиц, или почти вдвое.

В настоящее время емкость рынка бесшовных труб нефтегазового сортамента в России оценивается в три миллиона тонн в год, но конкуренция на нем чрезвычайно высока и будет только усиливаться. Одна из причин — новые проекты по выпуску данной продукции. Так, ОМК планирует запустить производство бесшовных труб мощностью 500 000 тонн, а «Северсталь» строит завод мощностью 300 000 тонн в год с крупным мировым производителем — компанией «Tenaris», которая уже приостановила все мощности в США и начала там сокращение персонала. Крупнейший поставщик «Газпрома» — Загорский трубный завод — также планирует создать производство бесшовных труб мощностью 400—450 тысяч тонн в год. 

Но даже в этих условиях в первом полугодии 2020-го БМЗ поставил в Россию 21,6 тысячи тонн трубной продукции. Это несколько ниже уровня прошлого года, но рынок мы сохранили. К слову, уже с июня здесь наблюдается оживление спроса на нефтегазопроводные трубы, что дает основание на увеличение продаж и нашей продукции.

Что касается США, то в текущем году мы, несмотря на значительное сжатие рынка, смогли не только удержать свои позиции, но и увеличить поставки труб на 6,2 процента — до 10,7 тысячи тонн. Стоит отметить, что важным конкурентным преимуществом трубной продукции БМЗ является ее востребованность не только в нефтегазовой отрасли, но и в автомобильной промышленности и машиностроении, что позволяет диверсифицировать бизнес. В целом компания поставила в первом полугодии 2020 года трубы в 11 стран ЕС, при этом впервые выйдя с данной продукцией на рынок Испании.

Несмотря на все возникшие трудности из-за пандемии, завод продолжает работу в строгом соответствии с заказами.
Фото  БЕЛТА

Качественная диверсификация 

— Как сложившаяся ситуация на мировом рынке отразилась на белорусской металлургии?

— Как я уже отмечал выше, в первой половине 2020 года сохранился объем производства стали практически на уровне аналогичного периода прошлого года. Это позволило производить весь ассортимент металлопродукции, сохранить присутствие на ключевых рынках, удерживать действующих и привлекать новых клиентов. По оперативным данным, за шесть месяцев текущего года БМЗ выплавил 1 250 000 тонн стали. В цехах предприятия она была переработана в различную металлопродукцию (прокат, горячекатаные трубы, металлокорд и различные виды проволоки) и реализована потребителям. Более 80 процентов выпущенной в 2020-м металлопродукции отгружено на экспорт. Его география за отчетный период насчитывает 49 стран мира. Лидерами по потреблению белорусской металлопродукции стали Россия, Израиль, Литва, Германия и Нидерланды.

Несмотря на все возникшие из-за пандемии трудности на внешних рынках, завод в текущем году продолжает работу в строгом соответствии с заказами, что фактически исключает наличие складских запасов. В настоящий момент их уровень равен 3,5 дня работы предприятия. Такой подход позволяет сохранить коллектив и позиции на мировом рынке. Способствует этому и активная работа по повышению эффективности продаж и сокращению издержек. Так, в 2020 году на БМЗ был внедрен новый инструмент по реализации спотовых видов металлопродукции — продажи через площадку «Белорусской универсальной товарной биржи». В настоящее время это позволяет быстро привлекать клиентов с географически близких рынков — Польши и Украины. Немаловажной является деятельность и по диверсификации сбыта. В текущем году она позволила выйти на рынок Италии с бортовой бронзированной проволокой и на рынок Кении с литой заготовкой. Более чем на 50 процентов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос экспорт завода в Австрию, Испанию, Польшу, Финляндию, Францию и Швейцарию. Увеличился объем продаж в США, Сингапур, Буркина-Фасо, Гану и Кению.

Существенно выросли поставки в ЕС сортового конструкционного проката диаметром 20—80 миллиметров для автомобилестроения. Его реализовали на 18 процентов больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Всего же до 96 процентов этой продукции продается в ЕС. Более чем в два раза вырос ее экспорт в Австрию, Нидерланды, Польшу, Румынию, Хорватию и Чехию. Ключевыми потребителями являются производители автомобильных запасных частей. И хотя автомобилестроение переживает не лучшие времена, белорусским металлургам удается расширять свою нишу в этом сегменте. Именно диверсификации рынков сбыта, вывод новых и качественных видов продукции в сумме с сокращением издержек позволили БМЗ устоять в непростое время. Эти же направления работы являются ключевыми для дальнейшего улучшения экономики предприятия.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter