Стальная магистраль и ведомственная мораль

Прокуратура проверила скорость погрузки-выгрузки вагонов

По вине ряда субъектов хозяйствования допускаются факты длительного простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой. Меры принимает и прокуратура…

Эффективность работы подвижного состава железной дороги всегда являлась фактором, который во многом определял успехи в экономике. Не являются исключением и нынешние непростые времена. Органами прокуратуры недавно тщательно проанализирована сложившаяся ситуация по эффективному использованию грузовых вагонов государственного объединения «Белорусская железная дорога» организациями министерств и ведомств республики, а также за пределами нашей страны. О том, какие выводы при этом сделаны, корреспондент «Р» поинтересовался у заместителя Генерального прокурора Беларуси Виктора КОНОНА.

— Нами установлено, — сообщил Виктор Александрович, — что в результате предпринятых мер в текущем году возросли экспортные перевозки. Ввиду этого оборот вагонов парка Белорусской железной дороги значительно увеличился, и, как следствие, уменьшилось количество вагонов, которые дорога может предоставить грузоотправителям республики под погрузку.

— Но это достижение вряд ли сняло все возникающие в этой связи вопросы. Все ли субъекты хозяйствования, говоря железнодорожным языком, перешли на современные рельсы, применяют основательно проработанную логистику поставок?

— Действительно, проблема с обеспечением вагонами предприятий республики усугубляется низким уровнем проработки логистики поставок продукции на экспорт субъектами хозяйствования.

Отправка грузов осуществляется без учета реальных возможностей импортера по приему груза, технологических мощностей перегрузочных терминалов и суточных пропускных возможностей погранпереходов. Так, организациями Министерства лесного хозяйства и концерна «Беллесбумпром» экспортные поставки осуществляются в основном до границы Беларуси с сопредельными государствами. Это снимает всю ответственность с грузополучателя за своевременную выгрузку и возврат вагонов Белорусской железной дороге. В результате этого в августе текущего года на территории Польши в ожидании выгрузки, а на территории нашей страны в ожидании сдачи ежесуточно простаивало более 1000 вагонов парка Белорусской железной дороги с лесоматериалами по 10 и более суток. В связи с этим руководством Белорусской железной дороги в сентябре с.г. в Министерство лесного хозяйства, концерн «Беллесбумпром» и ОАО «Белорусская товарная универсальная биржа» направлена информация с конкретными предложениями по разрешению возникшей проблемы.

— А руководство стальной магистрали всегда своевременно решает проблемы такого рода, не допускает провалов в выполнении соответствующей Госпрограммы? Какие предпринимаются меры, чтобы расшевелить нерасторопных?

— В целях обеспечения перевозок Белорусской железной дорогой ведется работа по различным направлениям, в том числе привлекаются вагоны из собственности зарубежных операторских компаний. В соответствии с Государственной программой развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы, запланировано приобрести более 2600 грузовых вагонов. В этом году приобретено более 1000 вагонов.

В целях эффективного использования вагонов постановлением Совета Министров нашей страны от 12.08.2011 № 1088 внесены изменения в Устав железнодорожного транспорта общего пользования, предусматривающие значительное повышение размера неустойки и изменение порядка ее начисления за задержку вагонов Белорусской железной дороги на время 24 часа и более под погрузкой, выгрузкой по причинам, зависящим от грузоотправителя, грузополучателя.

В ходе проведения в сентябре текущего года анализа установлено, что среднее время нахождения вагонов на ответственности субъектов хозяйствования республики составило 8,8 часа, что на 2,2 часа меньше, чем за август прошлого года. Вместе с тем за этот период имели место случаи длительного простоя вагонов под грузовыми операциями на подъездных путях предприятий и организаций республики. В некоторых случаях в ожидании выгрузки либо под погрузкой вагоны простаивали до 100, а в отдельных случаях — более 100 часов.

Например, в период с 08.09.2011 по 14.09.2011 на станции Жодино под погрузкой продукции ОАО «БелАЗ» от 66 до 109 часов простаивало 8 вагонов, на станции Городея под погрузкой продукции ОАО «Городейский сахарный комбинат» от 62 до 93 часов томились 7 вагонов, на станции Буда-Кошелевская под выгрузкой груза ОАО «Агрохимуслуги» от 43 до 46 часов находились без движения 4 вагона. Из-за отсутствия мест выгрузки на станции Фаниполь 119 часов простаивало 16 вагонов с грузом ООО «Общее дело М» и т.д.

По этой причине Белорусской железной дорогой в первой декаде сентября направлена соответствующая информация в Минстройархитектуры, Минлесхоз, Мин-пром, Минторг, Минсельхозпрод, Минобороны, концерн «Беллесбумпром», а также в облисполкомы и Мингорисполком для принятия мер в отношении таких организаций. Кроме того, в облисполкомы и Мингорисполком Министерством транспорта и коммуникаций направлены письма об оказании содействия в сокращении времени простоя вагонов в подведомственных организациях.

Проведенный нами анализ свидетельствует о том, что Белорусской железной дорогой проводится работа, направленная на повышение эффективности использования грузовых вагонов, сокращение их простоя и установление ответственности руководителей предприятий за своевременное проведение грузовых операций, а также по организации взаимодействия с заинтересованными министерствами, ведомствами, облисполкомами и Мингорисполкомом по данному вопросу. Результаты ее такие: в сентябре в сравнении с августом среднее время нахождения вагонов на ответственности предприятий, подведомственных названным мною министерствам, существенно сократилось. В том числе по Минсельхозпроду — на 2,09 часа, Минпрому — на 2,04, Минторгу — на 1,96, концерну «Беллесбумпром» — на 2,06 часа. Среднее время нахождения вагонов на подъездных путях организаций республики за сентябрь с.г. в сравнении с августом снизилось на 1,78 часа и составило 9,25 часа. Это позволило высвободить дополнительно 1445 вагонов для предоставления под погрузку организациям нашей страны.

Правда, по вине ряда субъектов хозяйствования допускаются факты длительного простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой. Поэтому транспортным прокурорам дано указание обеспечить действенный надзор за эффективным использованием подвижного состава Белорусской железной дороги, ежемесячно анализировать ситуацию по данному вопросу и в случае выявления нарушений законодательства принимать меры реагирования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter