Сталинградский финал

Сталинградский разгром во многом предопределил поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне

Сталинградский разгром во многом предопределил поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне. С вечера 2 февраля и до конца траурных дней государственные радиостанции нацистов передавали траурную музыку Вагнера, повторяя похоронные марши Зигфрида «Был у меня товарищ» и «Гибель богов». А в это время далеко от фатерланда по заснеженным дорогам 

Поволжья под конвоем брели завоеватели Европы. 

Арийцы, «вываренные» в двухмесячном огненном Сталинградском котле, никак не были похожи на тех самоуверенных захватчиков, что в 1941 году ворвались на славянские земли. 

Тревога охватила гитлеровскую верхушку. 

7 февраля 1943 года состоялось совещание лидеров фашистской Германии, на котором было принято решение о продолжении войны и проведении «тотальной мобилизации», т.е. о призыве в армию мужского населения Германии, не занятого на квалифицированной работе в военной промышленности. Впоследствии из-за нехватки призывного контингента стали брать стариков и совсем еще детей.

С подобной комплектацией вражеских войск мне довелось познакомиться при освобождении Латвии летом 1944 года. 

Преследуя противника в направлении Резекне четырьмя танками Т-34, мы захватили небольшую группу немецких солдат в возрасте 16—18 и 55—60 лет. Одетые и обутые в новое, но совершенно не подогнанное по размеру обмундирование, в руках старые винтовки со штыком-кинжалом времен Первой мировой войны, они испуганно смотрели на нас. 

Мне самому тогда едва исполнилось 22, но отлично помню, как мелькнула мысль: «А ведь война-то движется к концу!» 

Успех под Сталинградом доставался очень дорогой ценой. В среднем за одни сутки наступления войска теряли убитыми 1 700 человек, раненными, обмороженными, пропавшими без вести – 3 440 человек. В целом примерные потери составляли: безвозвратные — 70 000, санитарные — 141 000 человек. За пять месяцев боев и бомбежек, начиная с далеких подступов к Сталинграду, было уничтожено 309 промышленных предприятий, 113 больниц и школ, 41 тысяча жилых домов (90 % жилого фонда города) лежали в руинах. 

В ряду факторов, обеспечивших победу под Сталинградом, следует назвать и самоотверженную работу советских людей в тылу. 

Исход сражения под Сталинградом явился тогда величайшим свидетельством мощи и жизненной силы социалистического государства. 

Контрнаступление под Сталинградом переросло в общее наступление всей Советской армии на огромном фронте от Ленинграда до Азовского моря. За четыре месяца и 20 дней наступления Советская армия в труднейших условиях зимы продвинулась на запад на некоторых участках на 600—700 километров, очистив от врага районы страны, имеющие важное экономическое и военно-стратегическое значение, ликвидировав угрозу Волге и Кавказу. 

Весной 1943 года на огромном фронте от Финского залива до Азовского моря наступила пауза. Лишь на Таманском направлении шли ожесточенные бои на суше и в воздухе. 

Народы стран антигитлеровской коалиции и нейтральных государств (правда, не всех) ощущали на себе угрозу фашизма. В сообщениях их прессы выражается удовлетворение от нанесенного удара по нацизму. 

«Ивнинг ньюс» (Англия), 24 ноября 1942 года: 

«В течение полутора отчаянных лет Красная армия была вынуждена выдерживать натиск лавин вражеских войск. Никогда в истории ни одна армия не сражалась с таким хладнокровием и стойкостью, с таким непревзойденным мастерством, с такой ослабленной мощью, как Красная армия. 

Давайте искренне признаем, что не будь подвигов Красной армии, судьба народов была бы поистине мрачной». 

«Нью-Йорк геральд трибюн» (США), 27 ноября 1942 года: 

«В невообразимом хаосе пожаров, густого дыма, разрывающихся бомб, разрушенных зданий, страданий и смерти защитники города отстаивают его со страстной решимостью не только отдать, если потребуется, свою жизнь, но и обороняться, где нужно, и наступать, где можно, не считаясь ни с чем, не щадя себя, своих друзей, своего города. Такие бои не поддаются стратегическому расчету; они ведутся со жгучей ненавистью, со страстью, которой Лондон не знал даже в самые тяжелые дни германских воздушных налетов. Но именно такими боями выигрывают войну». 

«Геральд» (Аргентина), 8 января 1943 года: 

«Русские окончательно разбили мечты Германии о победе. Бешеная гитлеровская собака еще в состоянии кусаться, но конец ее близится. Красная армия теперь крепко держит инициативу военных действий в своих руках». 

«Эль Тьемпо» (Колумбия), 7 февраля 1943 года: 

«Битва за Сталинград войдет в историю как одна из решающих битв в защиту человечества. Эта битва по своим следствиям больше, чем Ватерлоо. Катастрофа фашистов под Сталинградом превосходит поражение немцев под Верденом. 

Сталинград представляет собой беспримерный случай в истории. Он стал символом советского возмездия». 

Вот так, что называется, по горячим следам оценивалась Сталинградская битва. Однако прошло совсем немного времени, и решающими сражениями, обеспечившими поворот в ходе войны, западные деятели разных уровней стали считать операции третьестепенного значения. 

Еще 14 января 1952 года, выступая на обеде в Оттаве, Черчилль заявил: «Вторая мировая война представляла собой почти непрерывный ряд неудач и поражений до битвы у Эль-Аламейна и высадки войск генерала Эйзенхауэра в Северной Африке… Эти два события изменили весь ход войны». 

Напомним, что эти две «битвы» велись с небольшими силами противника, происходили в пустыне, вдали от важнейших театров военных действий… 

К тому же, чтобы избежать еще больших потерь в результате Сталинградской битвы, гитлеровское командование было вынуждено перебросить на Восточный фронт, не откуда-нибудь, а из Западной Германии и Африки 33 дивизии и 3 бригады, а также часть авиации. 

Сегодня часто употребляется выражение «двойные стандарты», а между тем этот метод сотрудничества США с другими государствами применяется с давних пор. 

Американская газета «Курьер Джорнэл» писала 4 февраля 1943 года: «Уроки Сталинграда ясны, но кое-кому не нравится учитель, который их преподает. Многие, вынужденные восхищаться храбростью русских, дрожат от мысли о том, что мы имеем здесь проявление такого духа, выдержки, единства и совершенно несгибаемой воли, с которыми нам придется посчитаться на мирной конференции». 

На протяжении всей войны реакционные силы Англии и США стремились сорвать согласованные действия участников антигитлеровской коалиции, затянуть войну, обескровить СССР и спасти фашистских агрессоров от полного разгрома. Гитлеровцы знали об этом намерении американской дипломатии и с помощью правительств франкистской Испании, Швеции и Швейцарии старались расколоть антигитлеровскую коалицию и создать блок против СССР с участием США, Англии и Германии. 

В феврале 1943 года Ален Даллес, возглавлявший систему политической разведки США в Европе, имел в Швейцарии беседу с гитлеровским уполномоченным князем Гогенлоэ. Американский представитель дал понять своему собеседнику, что США хотели бы сохранить гитлеровский «новый порядок», поставив его на службу и использовав в качестве «лучшей гарантии порядка и восстановления Центральной и Восточной Европы». Даллес выдвинул план восстановления антисоветского «санитарного кордона» с включением в его состав Польши, Румынии, Венгрии, одновременно высказавшись за расширение Польши «в сторону Востока». 

Польское эмигрантское правительство, осведомленное о намерении правящих кругов США и Англии воссоздать антисоветский «санитарный кордон», развернуло в начале 1943 года широкую кампанию по осуществлению захватнических требований к Советскому Союзу. 

25 апреля 1943 года правительство СССР направило эмигрантскому правительству Польши ноту, в которой говорилось, что «между врагом союзников Гитлером и польским правительством имеется контакт и сговор… Польское правительство в угоду тирании Гитлера наносит вероломный удар Советскому Союзу». На основании этого и других фактов советское правительство решило прекратить отношения с польским эмигрантским правительством. Об этом шаге были проинформированы США и Англия. 

Приведенные факты были настолько очевидны и убедительны, что союзники даже не стали их оспаривать. С тех пор за прошедшие 64 года в мире произошли глобальные изменения. 

Коварно, без войны, разгромлена многовековая держава – Советский Союз. Затем последовало невиданное разграбление и разрушение народного достояния, по объему превышающее гитлеровское нашествие. 

Вместе с СССР рухнули содружество социалистических государств и Варшавский договор… Польша, Литва, Латвия, Эстония уже члены НАТО, а их истории пересмотрены и переписаны в духе этой организации. Строительство «санитарного кордона» (будущего плацдарма для вторжения) в Европе, до Кавказа включительно, продолжается. Воскрешается преклонение и перед нацизмом. Такой кордон с участием в нем бывших союзных республик и стран — бывших участниц Варшавского договора американским конгрессменам и не снился. 

На снимке: генерал-фельдмаршал Фридрих фон Паулюс в советском плену.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter