Стакан витаминов или бесполезная сладость?

ТОРГОВАЯ сеть Беларуси сегодня в изобилии предлагает натурпродукт: то и дело на ярких этикетках соков читаем крупными буквами: «натуральный», «стопроцентный». Да только рядом мелким шрифтом приписки: «восстановленный», «концентрированный», «нектар». Что все это значит?

Соблюдается ли в соках на белорусских прилавках баланс «цена—качество», выясняла корреспондент «БН».

ТОРГОВАЯ сеть Беларуси сегодня в изобилии предлагает натурпродукт: то и дело на ярких этикетках соков читаем крупными буквами: «натуральный», «стопроцентный». Да только рядом мелким шрифтом приписки: «восстановленный», «концентрированный», «нектар». Что все это значит?

В ИДЕАЛЕ в графе «состав» ничего, кроме сока, значиться не должно. Поэтому производителю натурального однокомпонентного продукта разрешается просто написать, допустим, «восстановленный концентрированный яблочный сок». При этом на упаковке может и вовсе отсутствовать состав. Но вот если фруктовой части в нем всего лишь 30 процентов — факт для указания обязателен!

Предпочтительнее всего сок прямого отжима, но он дорогой. От свежевыжатого отличается лишь тем, что подвергается тепловой и асептической обработке. В Беларуси такие соки вовсе не производят из-за отсутствия в достаточном количестве доступного по цене сырья — свежих фруктов.

Куда чаще у нас встретишь более дешевые, восстановленные, соки. Из сока прямого отжима физическим путем удаляют часть находящейся в нем воды, чем увеличивают содержание растворимых сухих веществ не менее чем в два раза. Это и есть концентрированный сок, который перед фасовкой разбавляют тщательно очищенной питьевой водой. Технология запрещает добавлять в напитки этой категории искусственные ароматизаторы, красители и подсластители.

Нектар — напиток «ступенькой» ниже: концентрированного сока меньше, кроме того, в нем могут быть сахар, натуральные подкислители (например, лимонная кислота), натуральные ароматические вещества, мякоть плодов и клетки цитрусовых. Не допускаются консерванты, искусственные ароматизаторы, сахарозаменители и красители. Доля концентрата должна составлять 25—50 процентов от всего объема (для сравнения, в восстановленном соке этот показатель близок к 100 процентам).

Ну а напитки, доля сока в которых не превышает 25 процентов, не полезны вовсе (правда, в народном напитке — морсе — до 15 процентов натурального сока, а польза есть!). А что продукция для детского питания?

— В детских напитках лишь чуть меньше нормы солей и нитратов. А в остальном обычные соки практически идентичны сокам для детского питания, — пояснила «БН» главный технолог ОДО фирмы «АВС» Лилия Карман. — С 2008 года запрещено использование красителей, ароматизаторов, консервантов, даже аскорбиновой кислоты — их не должно быть ни в какой продукции. Все белорусские производители закупают концентрированное сырье за границей. Производить сок прямого отжима из экзотических фруктов у нас нецелесообразно. Но из отечественных овощей и фруктов — яблок, тыквы, моркови — мы сами готовим концентрированный продукт. Не стоит опасаться и импортной составляющей — прежде чем попасть в страну, сырье проходит сертификацию и множество других проверок. В то же время соки одинакового качества могут отличаться по вкусу.

На белорусском прилавке сок сегодня стоит в среднем около 11—12 тысяч рублей за литр. При этом вид фруктов или овощей, из которых он изготовлен, не влияет на стоимость. Лишь два сока заметно отличаются по цене от своих собратьев: всегда дешевле фруктовых будет березовый, заметно дороже — гранатовый.

Импортные не всегда оказываются дороже отечественных. К слову, в одном из столичных магазинов украинский сок Magic summer стоил 10590, а рядом белорусский «Юник» — 11070 рублей за литр.

— Цена сока напрямую зависит от стоимости сокового концентрата, из которого он изготовлен, упаковки и мощности производства. Соответственно, глядя на более дешевый импортный сок, стоит подумать, за счет чего снизилась его цена? Импортер несет большие транспортные расходы, но, быть может, у него большие объемы производства, что удешевило продукцию. Но, возможно, и просто использовался более дешевый, а значит, менее качественный соковый концентрат. Это уже плохо для потребителя, — разъяснила заместитель генерального директора по связям с общественностью ОАО «Савушкин продукт» Елена Бабкина.

Глядя на известные марки российских и украинских соков, которые преобладают среди импортных в наших магазинах, понятно, что объемы их производства существенно отличаются от наших: их можно встретить в торговых точках на всем постсоветском пространстве. А некоторые — и в Польше, Болгарии.

За пределами страны наши напитки пока не так известны, как те же российские и украинские. В 2011 году мы закупили 25,7 тысячи тонн сока, что составило 82,5 процента к уровню 2010-го. Казалось бы, хороший показатель — стали почти на 20 процентов меньше импортировать. Однако и наш экспорт сократился почти на столько же: в 2011 году за рубеж продали 2,2 тысячи тонн, это лишь 86,8 процента от уровня 2010-го.

Тем не менее белорусские производители сока заметно «подросли» по части объемов продаж в последние годы. По информации Минторга, в нашей торговой сети доля отечественных соков сегодня составляет 77 процентов, а ведь еще в 2007-м она не превышала 30 процентов. Именно тогда по программе импортозамещения планировалось за пять лет довести этот показатель до 80 процентов. В результате белорусы стали больше покупать отечественных соков. За январь—октябрь удельный вес их продаж в общем объеме розничного сокового товарооборота составил 76,4 против 71,9 процента за аналогичный период 2010 года.

Что касается экспорта, то о его наращивании белорусские производители сока пока не думают. В России, Украине хватает своих. На экспорт нужно предлагать что-то новое, отличное от их продукции. Например, в Казахстане сегодня популярен наш березовый сок.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН». Фото Павла ЧУЙКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter