На некоторых современнных фермах еще хранят в одном шкафу швабру и пульт управления роботами

Стадом управляет компьютер, а не пуга

МАСШТАБНОЙ модернизации молочной отрасли уже пять лет. Сегодня три из пяти МТФ страны оборудованы доильными залами или роботами, там производят 61,5 процента молока. Казалось бы, прорыв очевиден. Но на современных комплексах, построенных в 2010—2014 годах, удельный вес сорта «экстра» составляет только 57 процентов от общего объема реализованного сырья. Не дотягивают до запланированных цифр и надои. Где не срабатывают новые технологии?



«Дейримастер» надои не поднял

Может показаться странным, но первые объекты уже требуют ремонта. А весь потенциал — грамотного обслуживания и эксплуатации. Но, по оценке Минсельхозпрода, на 15 процентах новых или реконструированных ферм вообще ни разу не включали компьютер, предназначенный для более совершенного управления стадом. 

Начальник главного управления механизации и технического прогресса Министерства сельского хозяйства и продовольствия Станислав Карпович привел характерный факт. В ОАО «Нестановичи» Логойского района ирландский доильный зал «Дейримастер» сдан в эксплуатацию несколько лет назад, но до сих пор компьютерная программа не запущена. Как пояснил главный зоотехник хозяйства, сбои начались сразу после пусконаладки. Поставщик, компания «Унибокс», винит местных животноводов в неправильной эксплуатации умной машины, те в свою очередь — партнеров по агробизнесу. Сейчас программисты отрегулировали способ передачи данных, но у хозяйства не хватает четырех миллионов рублей, чтобы оплатить работу и забрать компьютер. На Нестановичской ферме уже сменилось пять заведующих, но даже те, кто моложе, не смогли осилить современные технологии. Это и есть человеческий фактор, определяющий результат любого дела, уверен Станислав Константинович:

— На соседней МТФ «Заречье» оборудование работает без сбоев, заведующая там самостоятельно всему научилась.

Дорогущее оборудование вывели на мороз

На молочно-товарный комплекс «Пережир» экспериментальной базы «Зазерье» Пуховичского района во время ввода в 2012 году возлагались большие надежды. Предполагалось, что установленное там оборудование будет «обкатывать» программное обеспечение и методы взаимодействия роботизированных установок с отечественной системой зоотехнического и племенного учета, а в перспективе отрабатывать почетвертное доение коров, автоматические дозирование и выдачу концентрированных кормов в зависимости от продуктивности и стадии лактации. Ведь «Зазерье» — предприятие НПЦ по механизации НАН Беларуси. 


Фото Виталия ГИЛЯ

Но в первую зиму планы, а вместе с ними и около 6 миллиардов рублей (на время ввода МТК) в буквальном смысле заморозились. Под воздействием низких температур оборудование пришло в негодность. Теперь в металлическом шкафу, где расположен пульт управления роботизированной системой, хранят метлу и швабру с ведрами. Высокие здания коровников из легких конструкций (до конька 26 метров), возведенные по израильской технологии, в морозные дни обогреть ничем нельзя, температура в помещениях такая же, как и на улице. Благо еще, что доильный зал, также смонтированный здесь, отапливается. Но поначалу ферма была укомплектована коровами, привыкшими к другим доильным аппаратам, с иной в диаметре сосковой резиной, что привело к болезням вымени и снижению продуктивности животных. Ко всему комплектующие к израильскому оборудованию очень дорогие. Один ошейник с чипом стоит 2,5 миллиона рублей. 

За это время в экспериментальной базе — третий руководитель. Недавно назначенный исполняющий обязанности директора намерен сначала утеплить легкую крышу и стены. Потом, по всей вероятности, надо будет ремонтировать и оборудование. В итоге чей-то непродуманный эксперимент вылился в копеечку, а сельчане оказались заложниками этого головотяпства.  

Система есть, кадров нет 

Только за 2011—2013 годы на переоборудование или строительство молочно-товарных ферм вложено почти 2,5 миллиарда долларов. В 2015-м модернизация отрасли продолжилась. На эти цели выделено 5,5 триллиона рублей. Но по-прежнему остро стоит вопрос эффективности инвестиций.

По словам министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца, проблема заключается в том, что методические рекомендации  по эксплуатации доильного оборудования, разработанные сельскохозяйственным ведомством и НАН Беларуси, выполняются не всеми хозяйствами. На некоторых комплексах низкий уровень профессиональной подготовки кадров, технологической дисциплины и ответственности.


Фото Ольги КРУЧЕНКОВОЙ

В чем причина неподготовленности специалистов?  Ведь в стране налажена разветвленная система их обучения.  К примеру,  уже три года действует школа-ферма в Горках, где проходят переподготовку специалисты из райсельхозпродов и хозяйств, которые организованно приезжают из всех регионов республики. 

— Для работы на новых фермах и комплексах, конечно, нужны знания и практические навыки, — рассказал декан зооинженерного факультета Горецкой сельхозакадемии Николай Гавриченко. — У нас одновременно работают несколько доильных систем: «Карусель», комбинированная установка «Елочка»-«Параллель», робот «Астронавт» и молокопровод на монорельсе. Студенты и слушатели курсов могут освоить особенности доения и обслуживания каждой системы. Но текучесть кадров  обгоняет наши возможности. Считаю, на современных фермах остро не хватает специалистов по управлению стадом, владеющих созданной для этого компьютерной программой. Кстати, за рубежом их готовят отдельно. Мы по старинке сваливаем все на плечи заведующих МТФ, не заботясь о повышении их профессионального уровня. Даже конкурсы профмастерства не проводятся.

С другой стороны, умная машина — неутомимый помощник для любого специалиста. К примеру, не отдала корова молока, оператор может и не заметить, а компьютер всегда покажет надой. Еще до явных признаков болезни ветврач по данным, высвеченным на дисплее, может определить состояние животного. Значит, причину физиологического сбоя можно устранить незамедлительно. И таких подсказок много.

«Особо одаренные» учат оргтехнику припискам

Быть с техникой на «ты» при желании несложно. Главный зоотехник агрофирмы «Лебедево» Молодечненского района Тамара Алисейко в животноводстве больше четырех десятков лет. Работала и заведующей фермой, потому с нагрузкой менеджеров среднего звена знакома не понаслышке:

— У заведующих много разной отчетности, документов по технике безопасности,  племенному делу плюс начисление зарплаты. Человеку иногда просто не хватает времени на учебу. Но в нашем хозяйстве сотрудники компании «Биоком Технология», поставившей роботов, обучили специалистов, и теперь они круглосуточно оказывают услуги по сопровождению технологического процесса. 


Фото Александра Стадуба

Операторов на роботизированный молочно-товарный комплекс в Мороськах возят из Молодечно, все они с высшим образованием. Правда, сначала не имели представления о физиологии животных, их кормлении, пришлось всем пройти обучение, как говорят, без отрыва от производства. Из Несвижского района пригласили начальника МТК. Ее муж слесарь по обслуживанию оборудования. 

Некоторые претенденты на хорошую зарплату в пригородном хозяйстве все же ушли, не справившись со своими обязанностями. А вот особо одаренные  даже освоили виртуальные приписки, вводя в компьютерный мозг несуществующие килограммы. Расхождения в наличии молока в холодильнике и в данных, выдаваемых машиной, главный зоотехник обнаружила быстро, и операторов наказали рублем. 

Пожалуй, материальная заинтересованность — лучший стимул и в учебе.  Средняя зарплата животноводов агрофирмы «Лебедево» — 7 миллионов рублей. На этом фоне улучшилась исполнительская дисциплина. Особенно заметны изменения в отношении к работе в присоединенном хозяйстве, где еще три года назад дела шли из рук вон плохо. Сейчас ферма в Огородниках, где когда-то не то что о компьютерах не знали, коров подоить забывали, одна из лучших в агрофирме. Все молоко отправляется на переработку сортом «экстра», за год надоят от коровы свыше 7 тысяч килограммов. С теми же кадрами, но с новой организацией производства, с новым отношением к своей работе. А в целом по хозяйству продуктивность не менее 7125 килограммов.

ТАКИЕ примеры еще раз доказывают: причина неработоспособности новых технологий, вообще бизнес-моделей — в психологии людей, которые пытаются адаптировать инновации, исходя из своих предвзятых убеждений и привычек, без  прикидок на будущее. Будь то руководители или  рядовые исполнители.

klimovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter