Стабильные правительства в Европе стали редкостью, что мешает по-настоящему управлять страной

Стабильность в Европе повышается в цене

Политическая турбулентность, подобно смерчу, прошлась по столицам всего континента. В Париже «желтые жилеты» отпраздновали свою годовщину поджогами. Митинги в Афинах, начинавшиеся как акции памяти по жертвам хунты, закончились беспорядками анархистов в черных масках, которые забрасывали полицейских зажигательной смесью. В столице Грузии Тбилиси участники антиправительственных митингов возвели баррикады под парламентом. И знаете, что-то не слышно демократических фанфар в честь этих уличных акций...


Во-первых, потому, что нет уже «учителей» и «учеников» в этой устаревшей школе демократии. И риски для богатых и развитых стран оказываются такими же, как и для всех остальных. Всюду наблюдается один и тот же набор проблем. Усиление кризисных явлений в экономике приводит к непопулярным мерам, которые вызывают всплеск недовольства.

Сайт France info опубликовал отрывок из документального фильма «Желтые жилеты»: фабрика бунта», в котором один из активистов на вопрос: «Что вы делаете?» — отвечает: «Я ломаю. Без всяких угрызений совести... Все крупные банки. Их всех надо уничтожить, прекратить с ними работать, прекратить давать им работу. Мы мелкие фирмы, у нас ничего нет. Да, у нас есть право работать, вкалывать и заткнуться».

Французская улица заметно радикализируется, и вот уже «желтые жилеты» превращаются в «черные», примыкая к радикальному «Черному блоку». При этом основная причина все же экономическая. Как сказано в том же фильме про фабрику желтого бунта, «их достало смотреть на пустой холодильник, достало, что ребенок плачет, потому что ему нельзя купить»...

В интервью журналу Economist французский президент Макрон признался, что «французы переживают крайне тяжелый общественный кризис, из которого до сих пор не вышли». Он предупредил, что континент стоит «на краю пропасти». В такой ситуации очень важно, чтобы кто-то предложил новые идеи, новые решения, новые перспективы для развития.

Увы, стабильные правительства в Европе стали редкостью. «По Европе распространяется любопытная демократическая болезнь», — считает глава международной службы газеты Le Monde Ален Салль. Сначала избиратели — все менее многочисленные — отправляются голосовать, затем проходят выборы, в результате которых одна из партий побеждает, но не набирает большинства. В результате никто не в состоянии по-настоящему управлять страной.

Печальной иллюстрацией этого процесса стала Испания, где недавно прошли четвертые выборы за четыре года, но правительство так и не сформировано до сих пор. Бельгия живет без федерального правительства уже 300 дней. И все более хрупкой становится политическая система в Италии, где образовался своего рода правящий вакуум после ухода из правительства правой партии экс-министра МВД Сальвини.

Увы, с ослаблением правящей коалиции столкнулась даже стабильная Германия. Германии необходимо взять на себя больше ответственности в мире и в Европе. Но пока Берлин безмолвствует, дожидаясь смены на посту Ангелы Меркель.

Эммануэля Макрона эта «все менее управляемая» Европа приводит в отчаяние. И не случайно Макрон сделал акцент на том, что во Франции, цитирую, «имеются стабильные структуры и правящая партия, у которой большинство в парламенте до 2022 года». Читай — на это вся надежда...

Уже очевидно, что лучше справляются с проблемами те страны, где меньше конфликтности внутри национальных элит. Где общество не расколото. Стабильность и консолидированное правящее большинство — вот те ценности, которым европейцы придают сегодня особую значимость.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter