Стабильность. Согласие. Развитие

Судья КС: Положения Конституции — ядро правовой системы

Накануне праздника корреспондент «Р» встретился с судьей Конституционного Суда Станиславом ДАНИЛЮКОМ (на снимке).

— Станислав Евгеньевич, вы уже семь лет являетесь судьей Конституционного Суда. Это наложило какой-то отпечаток на образ вашей жизни, контакты с коллегами?

— Должность судьи Конституционного Суда очень престижна в любом государстве. Причем дело тут даже не в зарплате. В США, как известно, функции Конституционного Суда исполняет Верховный суд. У его судей зарплата пониже, чем у юристов, работающих, скажем, в частных корпорациях. Зато престиж занимаемой должности очень высок. Это нельзя измерить никаким денежным эквивалентом.

Мы, судьи Конституционного Суда, должны оперировать несколько другими категориями, чем любой юрист. Сама жизнь побуждает нас смотреть на принимаемые законы глубже и шире.

Да, у нас выработаны определенные правила, корпоративная этика. При этом у меня есть собственное отношение и к каждому решению, принятому Конституционным Судом. У нас с коллегами проявляются разные точки зрения при рассмотрении того или иного вопроса. В ходе обсуждения обычно приходим к консенсусу, сообща решая в каждом конкретном случае архисложную проблему: как найти баланс интересов человека, общества и государства.

— В чем сила нашей Конституции, 20-летний юбилей принятия которой мы в эти дни отмечаем?

— Конституция заложила прочный фундамент построения подлинно демократического правового государства. В ней провозглашены принципы суверенитета, народовластия, разделения властей, верховенства права, определены основы политической системы государства, обозначены приоритеты национального развития. Положения Конституции составляют основу законодательства, являются ядром его правовой системы. Это значит, что все нормативные правовые акты, принимаемые в стране любыми органами и должностными лицами, должны соответствовать Конституции. Она обладает высшей юридической силой. Наша Конституция, по оценкам международных экспертов, вобрала в себя наиболее прогрессивные достижения современной политико-правовой мысли и отвечает самым высоким мировым стандартам.

— Но в то же время порой раздаются упреки, что у нас граждане, в отличие от союзной России, не имеют права непосредственного обращения в Конституционный Суд…

— Действительно, граждане и юридические лица не могут напрямую обратиться в Конституционный Суд со своей просьбой о проверке конституционности какого-либо нормативного правового акта. Однако это не лишает их возможности обращаться с подобной инициативой к уполномоченным на это органам, реализуя, таким образом, свое право на косвенный доступ к конституционному правосудию. Кроме того, на основании законодательства об обращениях граждан и юридических лиц каждый имеет возможность сообщить в Конституционный Суд об имеющихся, на его взгляд, противоречиях и других недостатках нормативно-правового характера. И следует отметить, что таким правом многие активно пользуются. Достаточно сказать, что только в прошедшем году в Конституционный Суд поступило 827 обращений, в которых сообщалось о наличии правовых пробелов, коллизий и правовой неопределенности. На основе результатов анализа правовых проблем Конституционный Суд принимал соответствующие решения и реализовывал предоставленные ему полномочия вносить Президенту, в палаты Национального собрания, Совет Министров, другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости корректировки действующего законодательства либо принятия новых нормативных правовых актов.

— Скажите, а какими еще возможностями влиять на качество национального законодательства обладает Конституционный Суд?

— Такие возможности были ему предоставлены на основании Декрета Президента от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь». В соответствии с ним Конституционному Суду наряду с другими полномочиями было предоставлено право осуществления обязательного предварительного контроля конституционности всех законов, принятых Палатой представителей и одобренных Советом Республики Национального собрания, до подписания их Президентом.

С момента действия этого декрета Конституционный Суд проверил в общей сложности более 600 законов и на основе выявленного конституционно-правового смысла их норм сформулировал более 100 правовых позиций, направленных на совершенствование законодательного регулирования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter