Стабильность нужна всем

Минувший год показал эффективность отечественной экономической модели. Недаром аналитики из соседних стран начинают серьезно изучать белорусский опыт, чтобы использовать его в собственных странах

Автомобиль,  самолет,  океанский  лайнер…  Эта  техника  бороздит  различные  стихии,  обладает  своеобразными  техническими  характеристиками,  но  объединяет  их  одно  необходимое  свойство    надежность 

Одних    критикуют,  других    хвалят… 

Надежность – один из главных параметров экономики, независимо от макроэкономических показателей. Они могут быть различными – сбалансированными или не очень, демонстрировать высокую или низкую динамику… Главное – экономические процессы должны быть управляемыми, предсказуемыми и прогнозируемыми хотя бы в среднесрочном периоде. В западном деловом мире эти качества экономики ценятся превыше всего. И одно из подтверждений – признание журналом «Time» Владимира Путина человеком года. Этот выбор сделало американское издание, несмотря на то, что в последнее время в отношениях США и России частенько возникают разногласия. В своих оценках аналитики делают упор именно на достижение определенной стабильности в России во время правления Путина. 

Конечно, сравнивать Беларусь и Россию в международном значении некорректно по объективным причинам. Восточный сосед территориально больше нашей республики, обладает стратегическими для мировой экономики запасами полезных ископаемых, да и серьезный арсенал ядерных боеголовок придает дополнительный политический вес… Но человеком года Путина признали не за военную мощь, а за наведение порядка в экономике, законодательной системе, производстве, усиление государственной власти в управлении страной. Конечно, радует, что Владимир Владимирович удостоился признания своих заслуг у западной общественности. Но выбор американского журнала наводит и на некоторые размышления. 

Доходы не всегда полезны 

Немало аналитиков СНГ признают: в своих реформах Россия повторяет белорусские преобразования. Как ни странно, именно американцы неоднократно критиковали Беларусь за ее экономическую политику. Впрочем, двойной взгляд на вещи на той стороне Атлантического океана – вполне нормальное явление. Точнее, последовательная политика: стремление к относительной стабильности в геополитических центрах мира и навязывание мифологических теорий в третьих странах с позиции знатока в вопросах свободы. В том числе и экономической. 

К чему приводит чистый рынок, испытали на себе немало стран СНГ. И сегодня им непросто выравнивать ситуацию. В первую очередь макроэкономическую. По некоторым показателям Беларусь находится среди государств СНГ на 3-й и даже на 4-й позиции. Кажется, что соседи вырвались по этим параметрам вперед. Однако в республике удалось добиться главного – управляемости экономикой. Кстати, этим не может похвастаться ни один из соседей ближнего зарубежья. А потому за внешним благополучием нередко скрываются проблемы, которые могут привести к кризисным явлениям из-за случайно-сти. А точнее, внешних факторов. 

Скажем, Казахстан богат природными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. Экономический рывок, несомненно, присутствует, растет и благосо-стояние населения. Но главная проблема – выход из-под контроля частного бизнеса. Аналитики отмечают: казахский коммерческий сектор держится на иностранном финансировании. Да, государственный долг страны и небольшой, но внешний корпоративный долг (совокупная задолженность зарубежным кредиторам компаний) практически равны ВВП. 

Объемы корпоративного долга вызывают опасения и у аналитиков российской банковской сферы. Более того, быстрый рост доходов вызывает большие опасения у финансистов. И не столько растущая средняя зар-плата, сколько суперприбыли сырьевых олигархов. Нефтегазовая валюта рекой потекла в страну, оседая в немногочисленных карманах. К сожалению, только малая часть этих средств попадает в производственную сферу. Как ни крути, а промышленность в России еще достаточно слаба. Сегодня Москва, Санкт-Петербург и еще несколько крупных городов – один из самых лакомых рынков сбыта для мировых производителей роскоши. Получается парадоксальная ситуация: полученная за энергоносители западная валюта утекает обратно в обмен на товары. Российскую банковскую сферу более чем беспокоят нефтяные суперприбыли. По мнению некоторых аналитиков, не подкрепленные промышленным производством, они могут привести к инфляции. 

Жить завтрашним днем 

Впрочем, большинство проблем у соседей не только экономического, но и организационного порядка. Стремительная приватизация, разгосударствление вкупе с пробелами в законодательстве сделали частные предприятия и банковскую сферу слабо управляемой в национальных масштабах, в том числе и в отношении внешних заимствований. Отягощение иностранными задолженностями сделало в значительной степени зависимой экономику от внешних факторов. Например, ипотечный кризис в США грозит отразиться и на российских, и на казахских бизнесменах. Финансовые проблемы американской экономики означают только одно: река западных инвестиций превратится в ручеек. А его будет недостаточно, чтобы поддерживать стабильность. Прежде всего, банковской сферы России и Казахстана. 

Естественно, прогнозировать макроэкономику в такой ситуации достаточно проблематично. Повлиять сегодня на частный сектор в этих странах достаточно сложно. Фактически, это последствия чистого рынка… Но неконтролируемой экономики быть не может. 

Любое государство заинтересовано в динамичном развитии производства, инноваций. В целом по стране. Но у каждого отдельно взятого предприятия имеются свои частные интересы. Ими и руководствуются. Скажем, растут промышленные предприятия – отлично. Но тогда в стране повышается потребление электроэнергии. По законам чистого рынка киловатт в час вырастет в цене: энергетика – серьезная и капиталоемкая отрасль, нарастить в ней объемы производства – дело не одного года. Дорогое электричество – дополнительные затраты, повышение себестоимости товаров, снижение их конкурентоспособности… В итоге, экономика откатится назад. 

Вполне естественно, что для движения вперед требуется тонкое административное регулирование. Иначе все закончится тем или иным кризисом. И во многих странах стараются вовремя принять законодательно-административные контрмеры. В тех же США, на весь мир трубящих о свободе предпринимательства и бизнеса, недавно Джордж Буш обратился к сенату с просьбой принять законопроект, который помог бы населению рассчитаться с ипотечными кредитами. А чуть раньше в Америке на законодательном уровне установили ограничение на расход топлива новыми автомобилями местного производства. Фактически, прямое вмешательство в экономику. Ведь пристрастия автолюбителей в Новом Свете известны: салон побольше, двигатель помощнее, с рабочим объемом 4—6 литров… Конечно, в последние годы и в США все уважительнее стали взирать на экономные малолитражки. Но новое ограничение на «прожорливость» — ничто иное, как приучение водителей к бережливости на национальном уровне. 

Вроде бы какое дело правительству в «свободной» стране до проблем ипотечных фондов и расходов потребителей на топливо? Да самое непосредственное! Проблемы финансирования жилищного сектора уже сказались на строительной отрасли, спровоцировали увеличением безработицы… Да и повышенный расход дорогого топлива тоже рано или поздно ударит по рядовым американцам с «большими моторами». Поэтому и решили насильно приучать людей к бережливости на национальном уровне. 

Опробованная технология 

Беларусь – одна из немногих стран в СНГ, которая смогла обойти болезнь «свободной экономики» и приватизации. Да, было немало критиков отечественной экономической модели. Но она оказалась действенной. Государство не выпустило рычаги управления макроэкономикой. Все отрасли развиваются динамично и гармонично, ибо основные и важнейшие параметры прогнозируются, как минимум, на пять лет. Планирование – это не административный ресурс, а инструмент. Причем эффективный, который позволяет вовремя предвидеть проблемы и загодя их решать. Только при таких условиях экономика страны может, точно лайнер с качественной навигацией, уверенно двигаться вперед. 

Не произошло и резкой приватизации стратегических отраслей. Впрочем, как прошли процессы разгосударствления собственности в соседних странах, кроме как распродажей и не назовешь. Кстати, в Англии, на исторической родине капитализма, на приватизацию стратегических отраслей ушел не один десяток лет. Почему же и Беларуси не подходить взвешенно к привлечению частной инициативы? Ведь для баланса частных и национальных интересов необходима соответствующая законодательная база. И она в Беларуси постепенно формируется. 

Так или иначе, но и минувший год показал эффективность отечественной экономической модели. Недаром аналитики из соседних стран начинают серьезно изучать белорусский опыт, чтобы использовать его в собственных странах. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter