Ссора из-за избы

О безразличии к общей собственности

Споры и распри с соседями — едва ли не в каждом садоводческом кооперативе. Вот еще одна, особенная.


Поссорились минчане Борис Александрович с Георгием Иосифовичем. Точнее, с его супругой Валентиной Павловной, собственником земельного участка в садовом товариществе Молодечненского района. Но не высокий забор, ветвистое дерево, 50 сантиметров общей межи или курятник воспламенили страсти. А туманная подноготная приобретения недвижимости Валентиной Павловной. Вот что пишет Борис Александрович: «Когда создавалось садовое товарищество, один из земельных участков был выделен для сторожа. Предполагалось, что он там будет жить постоянно, круглый год, охраняя территорию. За счет членов товарищества был приобретен хороший финский сборно–щитовой дом. Впоследствии он был обложен кирпичом, сделали в нем и печь. Но сторож был уволен, выселен, и вскоре в его доме появились новые хозяева. Поскольку вели себя они агрессивно, я стал интересоваться, кто такие и на каком основании владеют коллективной собственностью».


Оказалось, участок новым хозяевам, не имевшим прежде никакого отношения к объединению дачников, выделен... общим собранием с одновременным ходатайством перед Молодечненским райисполкомом о передаче его в частную собственность. Ходатайство удовлетворили. Землю отдали вместе с домом. В качестве компенсации одаряемые оказали благотворительную помощь садоводческому товариществу на 1,7 миллиона рублей (приходно–расходная документация не сохранилась). И спокойно вступили в права.


То есть граждане в здравом уме и светлой памяти отдают недвижимость на 13 миллионов рублей (оценка дома агентством по госрегистрации и земельному кадастру) малознакомому семейству. По логике вещей, да и по закону тоже, если участок и домик бесхозные и садовому товариществу не нужны, десять лет пустуют и разрушаются, то их следует оценить и выставить на продажу. Однако оценку сделали только после многочисленных жалоб Бориса Александровича. Все это, конечно, необычно. Но законно. Читали же вы наверняка, как миллиардеры завещают свои особняки котам и собакам. Оказывается, и у нас владельцы имущества вольны распорядиться им как заблагорассудится.


Это прямо следует из материалов проверки, проведенной Молодечненским РОВД. Факты подтвердились, но состава какого–либо уголовно наказуемого или административного деяния нет. Да, работники правоохранительных органов формально усмотрели в действиях правления садоводческого товарищества признаки служебной халатности, которая повлекла причинение ущерба коллективу. Но незначительность суммы (менее 100 базовых величин) не дает оснований к возбуждению уголовного дела. Тем более защищающаяся сторона оценила стоимость произведенного ремонта в домике ровно в 13 миллионов рублей. И из 43 специально опрошенных членов садоводческого товарищества половина (четверть от общего количества садоводов) припомнила собрание по вопросу сторожки, кворум и законность решения которого никто не проверял. И начальник землеустроительной службы Минского облисполкома не видит ничего предосудительного в передаче земли вместе с домом.


Так что теперь Борис Александрович может писать во все инстанции сколько угодно. В лучшем случае ему порекомендуют, как это сделал Минский облисполком, обратиться с жалобой в суд (кстати, срок исковой давности 3 года), в худшем — и вовсе прекратят переписку. Но я тоже, как и Борис Александрович, не верю в немотивированную благотворительность коллектива. С какого такого перепуга 100 человек вдруг полюбили совершенно незнакомого человека и одарили его землей и домом? Скорее всего, подоплека этой истории — равнодушие и безразличие к общей собственности членов товарищества, которым воспользовалось правление.


Но все это слова и домыслы. К делу их не пришьешь. Теперь страсти, возможно, улягутся. После драки кулаками не машут.


К чему я так подробно расписала этот в общем–то частный случай? К тому, что неприятный осадок от таких вот ситуаций у людей остается надолго. Если не навсегда. А с ним и недоверие к власти. Не защитила... А ведь всего этого могло и не быть, если бы исполнительная власть элементарно принимала участие в собраниях, где «колхозом» решаются важнейшие вопросы собственности. Поставили бы при свидетелях садоводы свои подписи под решением подарить имущество — не было бы и повода ссориться Борису Александровичу с Георгием Иосифовичем. А так факт законного отъема собственности налицо и виноватых нет. И не будет ли практически неуязвимый опыт взят на вооружение не только в садоводческих, но и в других товариществах собственников? Жилищных, например. Порядка в них мало, а недвижимостью распоряжаются на миллиарды рублей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter