Рынки сбыта капусты. Нужен ли этот овощ переработчикам?

Срубить денег на капусте

Корреспондент «СГ» выясняла, почему сейчас это проблематично, нужна ли белокочанная переработчикам и при чем здесь петсай?

Современный рынок предлагает много сортов капусты отечественной и заграничной селекции. Уже давно не в диковинку брюссельская, цветная, краснокочанная, брокколи, романеско, кольраби… Но если они на любителя, то для белокочанной, уверена, всегда находилось место на любом огороде или даче. Десятки лет назад не было такого хозяйства в стране, где бы ее не выращивали в товарных объемах. Сейчас в общественном секторе капусты лишь 6000 гектаров вместе с морковью, луком, свеклой… А в торговой сети и нашем рационе в последние годы прочно прописалась гостья из Поднебесной — пекинская капуста. Ее еще называют петсай, или салатной. Однажды услышала, что и производители отдают ей предпочтение якобы из-за большей востребованности, а наша, привычная, мало кому и нужна. Так ли это? Буду разбираться.


НАПОМНЮ кратко о том, чем полезна белокочанная капуста и чем отличается от китайской. Прежде всего большим количеством природных витаминов, один из которых U — противоязвенный. Содержащаяся в ней фолиевая кислота нормализует обмен веществ и обеспечивает нормальное кроветворение. Редкий микроэлемент селен (питает наши клетки) тоже в ней есть. К тому же диетологи и врачи рекомендуют употреблять овощ людям с ожирением, так как клетчатка и пектин — лучшие помощники в этом деле. Да и мочегонный эффект хороший: поможет избавиться от лишней жидкости, провоцирующей многие проблемы со здоровьем. Поскольку капуста долго не портится, ее можно длительно хранить в свежем или квашеном виде. Кстати, по мнению ученых, при квашении образуются дополнительные группы витаминов и биокомпонентов. А благодаря своему богатому составу капуста издавна используется в народной медицине. Свежими листьями (примочки и компрессы) испокон веков лечили боль в суставах, ушибы и маститы, варикозное расширение вен, кашель и простуду. Свежий сок помогает при пониженной кислотности желудка и язве, поддерживает иммунитет. Показаний много, но нужно помнить, что это не панацея от болезней, а лишь отличное вспомогательное средство.

Что касается гостьи из Поднебесной, то, как утверждают китайские и индийские ученые, по составу она и белокочанная практически одинаковы. Для сравнения можно заглянуть в таблицу. Но у пекинской немного больше лизина, очищающего кровь. Листья прекрасно подойдут для различных салатов, закусок и бутербродов, главное — выбрать свежий овощ. Однажды попробовала приготовить из этой капусты щи — не тот вкус, да и слишком мягкая она. Слышала, что квасить и солить пекинку тоже можно, но используют другие рецепты и порошок живой закваски. 

В РУП «Институт овощеводства» один из секторов занимается селекцией капусты, в том числе и белокочанной. На 2020 год в Госреестр для промышленного выращивания включено 99 сортов и 29 гибридов по 33 культурам. Из них 16 — по белокочанной капусте. Пообщавшись со специалистами института, узнала, что самые ходовые сорта и гибриды белокочанной «аватар» — из позднеспелых, «илария» — из ультраранних, «белорусская 85» — из среднепоздних, «добрава» — из среднеспелых. Все бы ничего, но есть свои нюансы. Не секрет, что в Беларусь завозят продукцию из-за границы, которая бывает ниже по себестоимости, чем наша. И как быть производителям?

Заведующий сектором по производству картофеля и плодоовощной продукции главного управления растениеводства Минсельхозпрода Татьяна Гуменюк приводит конкретные цифры:

— В 2019 году в сельхозорганизациях белокочанная капуста занимала 795 гектаров, а в КФХ — 2357. Если вернуться к 2018-му, то было 851 и 2424 гектара соответственно. Статистики за 2020 год пока нет, но, думаю, тенденция сохранится. А пекинскую капусту выращивают фермеры, дачники, сельчане на своих огородах, да и на моем участке она есть. Но эта культура ни в одном хозяйстве не будет занимать 50 или 100 гектаров, гораздо меньше. И в теплицах ее невыгодно выращивать — очень дорогое удовольствие, только в открытом грунте. В торговлю поступает как своя, так и завозная капуста. В межсезонье, весной, когда остается часть прошлогоднего урожая, но нет еще ранней, на прилавки может попасть импортная. 


Фермеры, взявшие на себя большую часть этой работы, да и не только они, твердят о проблемах в реализации продукции. Причин много, оказывается. Начну издалека. За границу выйти тяжело, особенно мелким частникам. России нужны большие объемы, минимум машины на 20 тонн, иначе там делать нечего. Тот же Институт овощеводства на своих участках сажает капусту, но немного (основная деятельность предприятия — семена). Часть урожая отбирают на маточник, остальное — на продажу. Так вот даже у них не наскребешь 20 тонн. В институте есть хранилище, но это удовольствие не из дешевых, а потому лучше сразу после уборки найти покупателя. 

В стране две овощные столицы — агрокомбинат «Ждановичи» и агрогородок Ольшаны на Столинщине. Первая активно выращивает овощи открытого и закрытого грунта, о второй — чуть позже. Начальник производства продукции открытого грунта агрокомбината Сергей Ржеутский говорит, что посевные площади под белокочанную капусту сокращаются и сегодня осталось только 25 гектаров. Главная проблема — все тот же сбыт. Россия, у которой появляются крупные агрохолдинги, уже не нуждается в таких объемах, как несколько лет назад. 

— Мы в основном занимаемся поздними сортами, выращиваем в открытом грунте, — рассказывает Сергей Борисович. — Один гектар ранней и два — среднеспелой, только для реализации в наши магазины. Поздней обеспечиваем детсады, школы, стабфонд Минска. Иногда отправляем в Калининград, но с каждым годом это сделать сложнее. Да, много овощей закладываем в собственные хранилища. В нынешнем сезоне отправим на длительное хранение примерно тысячу тонн. Этого запаса хватит до весны. Выращиванием пекинской капусты не занимаемся. Я так скажу: овощи стали нерентабельны. Капусты, видимо, меньше едят, больше нравится мясо. 

В каждой шутке, как говорится, есть доля... Ну а магазины, внутренний рынок? И с этим не все так просто. Слышала не раз от производителей: гораздо проще встать на рынке и отдать все за копейки оптовикам, чем выйти в сети. Тут либо связи нужно иметь, либо продавать ниже себестоимости. Крупные сетевики запрашивают очень низкие цены для проведения скидок, акций… 

Хорошо, возьмем обычную торговлю. Легче? Вряд ли. И тут нужно повозиться с той же кипой документов, получением платных сертификатов, упаковочными сетками и стикерами для них (не за счет магазина, конечно), немалыми процентными скидками на усушку, гниение… Куда дешевле запахать поля, на которых еще остались овощи, чем где-то их хранить, а потом за копейки реализовывать. А если представить, что капусту приходится убирать под дождем? Ну нет сухой погоды, и точка! А потому кочаны будут мокрые и хранения не выдержат. Капризный товар.


Фермер из деревни Покры Брестского района Александр Люкевич уверяет: владельцы ФХ не заинтересованы завышать цены. Капусты много, ее всю не продашь, если будешь торговать в розницу:

— Для нас главное найти покупателей и побыстрее продать, чтобы она не залежалась. Я продаю только раннюю белокочанную, убираю ее в мае. За сезон могу собрать около 30 тонн. Если урожай хороший, вожу на продажу в Могилев или Гомель, нередко доезжаю и до Смоленска. Иногда с 4 утра стою на Комаровском рынке в Минске. В нынешнем сезоне продавал раннюю капусту по 30 центов за килограмм (на октябрь 2020 года примерно 70 копеек. — Прим. авт.). В целом цена минувшей весной на раннюю капусту была достаточной высокой — по 2,5 рубля за килограмм в розницу. Тогда оптом нам нужно отдавать не выше чем за полтора. У фермеров в основном и забирали оптовики, потом сами в конце мая продавали в розницу уже по другим ценам. Пекинскую сажаю мало, соток 50. Больше ее не реализуешь. Смотрите, чаще всего покупатель идет на рынок за овощами. И что он берет? Морковь, свеклу, лучок, картошечку и те же 2—3 вилка капусты, только нашей, а не китайской. Купит ее для салата, не больше. 

Заведующая солигорским рынком «Октябрьский» Елена Байжанова говорит, что пекинская капуста всегда продавалась намного хуже, чем белокочанная: 

— Насколько помню, ее в этом сезоне привозил один фермер, но так и не смог всю реализовать. 


ФИЛОСОФУ Анахарсису принадлежит высказывание: «Рынок — это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга». Доля правды в этом есть. Чтобы быстро и с выгодой продать товар, торговец с хорошо подвешенным языком может наговорить чего угодно, а покупатель поверит. К чему это? К тому, что поначалу не могла понять: почему у продавцов, стоящих недалеко друг от друга, на одну и ту же капусту цены разные. Причем разбежка довольно существенная, хотя все уверяли, что овощи с личного участка. 

Мужчина, завидев в моих руках диктофон, покосился: «Если нужна капуста, берите. Выращена на личном подворье, без химикатов. Больше ничего говорить не буду». На этом беседа закончилась, а на ценнике у него: пекинская по 90 копеек за килограмм, белокочанная — по 1,50 рубля. В нескольких метрах от него первая уже по 2,50 рубля, вторая — по 80 копеек. И так по всему рынку. У одного продавца крупные кочаны, но 49 копеек за кило, у другого — маленькие, но по полтора. 

Наверное, долго бы голову ломала, если бы не одна женщина-продавец, эмоционально расставившая сразу все точки над «і»: «Кто будет продавать собственную пекинку за рубль, а то и меньше? Чего ее тогда растить себе в убыток? И кто вам признается, что это не он вырастил? Многие перепродают, а где эта капуста выросла, никто не знает. У них объемы продаж маленькие, да и ассортимент такой же. То, что толкают за копейки, — секонд хенд, так мы это между собой называем. Не успели реализовать в магазинах, поэтому сюда выбросили. Посмотрите на внешний вид той капусты: листья вялые и кочаны никакие. Придите через несколько дней — снова другие цены будут». 

Вторая продавец тоже решила раскрыть военную тайну, но по белокочанной: «Фермерам не дадут продать дороже, у них твердо установленные цены. Поэтому и толкают по 49 копеек, да и оптом стараются, чтобы времени не терять. Это я могу стоять день со своими кочанами и продам по полтора рубля. А что? Берут! Капусточка хорошая, кочанчики аж скрипят! А китайская плохо идет. Не знаю, какая выгода ее выращивать». 

Для себя поняла: получается некая цепочка «производитель — перекупщик», он же потом и становится продавцом. В принципе, точно так же, как с любым другим товаром: купил в одном месте, продал в другом. Отсюда делаю вывод: большинство продавцов, стоящих на рынке и торгующих в розницу, — те самые перекупщики, но никак не с «собственного подворья». Решила пообщаться с владельцами КФХ. Почему-то захотелось махнуть на Полесье, где урожаи должны быть знатные и, может, капустная торговля более бойкая. В ту самую огуречную столицу — Ольшаны Столинского района. Но здесь сейчас каждый день продают… петсай.


— Ее выращивают в парниках на месте убранных огурцов, можно в начале августа посеять и к этому времени урожай собирать, — поясняет председатель кооператива «Вескап» Константин Машлякович из столинского агрогородка Велемичи. — Мы отказались от пекинки. Не серьезная она, даже притом что за сезон урожай собирают дважды и вредителям меньше подвержена, чем белокочанная. Но на рынке китайская слабо продается, если только за счет ярмарок можно поднять реализацию. В Ольшанах пекинка вряд ли потянет на 50 копеек, наша еще меньше — по 15 за килограмм. Морковь купите по 15, картофель — по 35—40 копеек, брокколи стоит 1,20 рубля. Цены совсем низкие. Нужно везти куда-нибудь на Витебщину, чтобы продать дороже. Но сколько уйдет на топливо? Было время, когда возили овощи по 5—6 тонн на глубокую заморозку в райпо Иваново. Соберем по соседству в одну машину и отправляем. Сейчас нет такого. 

Брестская область — лидер по количеству фермерских хозяйств, соответственно, большая часть производства овощей приходится на этот регион. Главный специалист отдела производства продукции растениеводства и кормопроизводства комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Александр Бриштен уточняет:

— В 2020 году план уборки капусты белокочанной в сельхоз­организациях Брестской области — 97 гектаров. По состоянию на 4 ноября убрано 69 процентов к общему плану, заготовлено 2,4 тысячи тонн при средней урожайности 350 центнеров с гектара. Основное производство пекинской капусты сконцентрировано в Брестском, Пинском и Столинском районах.

Владимир Матусевич, чье ФХ в деревне Мацки Минского района, пекинку выращивает лет 30. Она занимает около 4 гектаров. 

— Недавно закончили убирать капусту, посеянную 14 августа, — говорит фермер. — Первый урожай был 31 мая, росла в поле под спанбондом. Новые партии подсеваем каждые 10 дней. Кочаны большие, по 2—3 килограмма. Но продать всегда сложно, в основном берут перекупщики. Отдаю по рублю за килограмм, в розницу — по полтора. Семена импортные, да и другие затраты нужно окупить, плюс прибыль должна быть. Иначе зачем этим заниматься?


ВРОДЕ бы все понятно, но кое-что меня смущало. А разве нельзя продать консервным заводам или предприятиям-переработчикам? Откуда-то же берут они овощи для своей продукции? Купила банку с квашеной капустой, нашла на этикетке название одного из крупных предприятий с представительствами во всех регионах и даже в России. Обратилась в отдел снабжения, где мне пояснили: фирма консервирует только свои овощи, под которые засевают огромные площади, а на стороне закупают крайне редко, в случае большого неурожая. 

На Шарковщинском консервном заводе, оказывается, уже несколько лет не производят солянку из капусты, даже оборудования не осталось. Добралась до консервного завода в Пружанах, где и солянка из белокочанной, даже с опятами, и щи. Но их поставщики сырья только местные фермеры. Еще больший ассортимент продукции у Ляховичского консервного завода.

Директор предприятия Александр Вощук рассказывает:

— В основном берем овощи в Столинском районе. Законодатель цен — Ольшаны, мы не можем их устанавливать. Понятно, что фермерам хочется получить рентабельность. Все зависит от того, сколько вырастили. Знаю, в этом году у них какая-то проблема с реализацией в Россию, где и своя неплохо уродила. Сейчас берем капусту по 16 копеек. Для нас это счастье, для них — беда. Белокочанную закупаем ежегодно около 500 тонн. Примерно 100 тонн заквашивается, остальное идет на переработку. А пекинкой не занимаемся, у нее нет длительного хранения.

Что ж в итоге получается? Дефицита овощей нет, но только многие покупатели стали более требовательны даже к обычным. Нужны и важны не только вкусовые качества — люди хотят видеть у себя на столах экологически чистые продукты. Импортные они будут или отечественного производства, думаю, не столь важно, если есть приемлемое соотношение цены и качества. Тем не менее хотелось бы, конечно, чтобы на прилавках были отечественные овощи, яблоки или ягоды. А это, оказывается, от многого зависит.

chasovitina@sb.by

Фото pixabay.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter