Срочно требуются... Прописка не обязательна

Отмена ограничений на прием на работу иногородних благоприятно повлияет на рынок труда МинскаИногородние граждане смогут легально работать в Минске и без прописки с 1 января 2008 года. Хотя полтора минувших десятилетия жителям других регионов страны надо было получать разрешение Мингорисполкома. Норму эту отменила сессия Минского городского совета. В какой степени Минск нуждается в притоке иногородних специалистов и как это изменит ситуацию на рынке труда столицы, рассказал заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома — начальник управления занятости населения Чеслав Ровба.

— Чеслав Иосифович, как развивается сегодня столичный рынок труда? Сколько вакансий предлагают службы занятости города?
— Динамичное развитие экономики города и довольно успешная реализация мероприятий по обеспечению занятости позволяют сохранять самый низкий уровень безработицы среди регионов страны: в Минске этот показатель составляет 0,4 процента к численности экономически активного населения (в республике — 1 процент). При этом в столице растет число занятых в экономике. По итогам года данный показатель достигнет 1 млн 17 тысяч человек (прирост за текущий год составит около 17 тысяч). Это обеспечивается за счет создания рабочих мест и заполнения имеющихся вакансий.
По прогнозу, в нынешнем году в Минске появится почти 22,7 тысячи новых рабочих мест. Около 1,8 тысячи предприятий ежемесячно подают информацию в службу занятости об имеющихся вакансиях — их в банке данных насчитывается более 20 тысяч (37 процентов от общего числа незанятых рабочих мест в Беларуси). Получается, каждая третья вакансия в стране — с минской “пропиской”. Закономерно, что актуальным является вопрос об их заполнении, а это нереально без привлечения рабочей силы извне. Кстати, 25 процентов вакансий — по строительным специальностям, много незанятых рабочих мест в машиностроении, сфере услуг. Сегодня город остро нуждается в водителях автомобилей (961 вакансия), каменщиках (560), наладчиках, сварщиках, слесарях, штукатурах...
— Какие нормативные акты регулировали до сих пор порядок приема на работу иногородних и сколько специалистов из других областей страны принимал Минск?
— Такие нормативные правовые акты были приняты Мингорисполкомом и Мингорсоветом в 1992 и 1999 годах, они разрабатывались “под диктовку” того времени. С тех пор действовала определенная процедура решения вопроса о трудоустройстве иногородних. А принимала столица ежегодно около 1,7 тысячи человек из регионов.
Основную часть работников составляли молодые специалисты, которых по распределению направляли на предприятия строительной и машиностроительной отраслей, а также высококвалифицированные специалисты, которых принимали на работу по решению министерств и других органов госуправления (в первую очередь, речь идет о квалифицированных рабочих). Кроме того, около 6 тысяч человек приезжали на работу из расположенных вблизи столицы населенных пунктов. Они трудились преимущественно на таких крупных предприятиях, как МАЗ, МЗКТ, МТЗ, а также в транспортных организациях.
Процедура получения разрешения Мингорисполкома в среднем длилась около месяца. Если предприятие не могло обосновать должным образом необходимость приема на работу своего “кандидата”, то ему отказывали. Как правило, это касалось обладателей специальностей, которых и в Минске было в избытке.
С принятием Указа № 413 от 7 сентября 2007 года “О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания” решения городских властей, ограничивающие прием на работу иногородних, признаны утратившими силу — они противоречат реалиям сегодняшнего дня.
Изменения в правовом регулировании отношений в сфере миграции населения принесут двойной эффект: во-первых, это позволит удовлетворить потребности столичных организаций в рабочей силе, во-вторых, удовлетворить потребности иногородних граждан в трудоустройстве.
С 1 января 2008 года нанимателям предоставлено право принимать на работу иногородних людей без процедуры согласований. Но при этом необходимо четко соблюдать требования указа. Работники, которые прибывают в столицу из другого населенного пункта, должны зарегистрироваться по месту жительства. Для этого в Минске определена норма в 20 кв.м на одного человека, в общежитии — 6 кв.м. Существует и норма временной регистрации людей сроком до 1 года (для временной регистрации необходимо иметь место проживания).
Если наниматели при приеме на работу иногородних не будут соблюдать требования указа, неминуемо встанет вопрос об ужесточении данных требований. Вполне вероятным в этом случае станет введение квот для приглашения специалистов на работу в Минск.
На мой взгляд, в связи с введением новой нормы целесообразно создание специальной структуры, которая будет выступать посредником между нанимателем и регионами, сопровождать процесс временной регистрации.
— Не приведет ли отмена ограничений к определенному напряжению, когда наниматель встанет перед выбором, кого принимать на работу — минчанина или иногороднего?
— Это скорее приведет к здоровой конкуренции на рынке труда.
Кстати, в столичную госслужбу занятости поступает много звонков от иногородних, которые интересуются вакансиями в Минске. Мы предлагаем им разместить свои резюме на сайте Мингорисполкома на страничке службы занятости, чтобы с ними могли ознакомиться потенциальные работодатели. Открытый рынок труда предоставит большую свободу выбора — и нанимателям, и работникам.
Предоставление права организациям самостоятельно принимать решение о приеме на работу иногородних создаст благоприятные условия для развития рынка труда Минска.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter