— Чеслав Иосифович, как развивается сегодня столичный рынок труда? Сколько вакансий предлагают службы занятости города?
— Динамичное развитие экономики города и довольно успешная реализация мероприятий по обеспечению занятости позволяют сохранять самый низкий уровень безработицы среди регионов страны: в Минске этот показатель составляет 0,4 процента к численности экономически активного населения (в республике — 1 процент). При этом в столице растет число занятых в экономике. По итогам года данный показатель достигнет 1 млн 17 тысяч человек (прирост за текущий год составит около 17 тысяч). Это обеспечивается за счет создания рабочих мест и заполнения имеющихся вакансий.
По прогнозу, в нынешнем году в Минске появится почти 22,7 тысячи новых рабочих мест. Около 1,8 тысячи предприятий ежемесячно подают информацию в службу занятости об имеющихся вакансиях — их в банке данных насчитывается более 20 тысяч (37 процентов от общего числа незанятых рабочих мест в Беларуси). Получается, каждая третья вакансия в стране — с минской “пропиской”. Закономерно, что актуальным является вопрос об их заполнении, а это нереально без привлечения рабочей силы извне. Кстати, 25 процентов вакансий — по строительным специальностям, много незанятых рабочих мест в машиностроении, сфере услуг. Сегодня город остро нуждается в водителях автомобилей (961 вакансия), каменщиках (560), наладчиках, сварщиках, слесарях, штукатурах...
— Какие нормативные акты регулировали до сих пор порядок приема на работу иногородних и сколько специалистов из других областей страны принимал Минск?
— Такие нормативные правовые акты были приняты Мингорисполкомом и Мингорсоветом в 1992 и 1999 годах, они разрабатывались “под диктовку” того времени. С тех пор действовала определенная процедура решения вопроса о трудоустройстве иногородних. А принимала столица ежегодно около 1,7 тысячи человек из регионов.
Основную часть работников составляли молодые специалисты, которых по распределению направляли на предприятия строительной и машиностроительной отраслей, а также высококвалифицированные специалисты, которых принимали на работу по решению министерств и других органов госуправления (в первую очередь, речь идет о квалифицированных рабочих). Кроме того, около 6 тысяч человек приезжали на работу из расположенных вблизи столицы населенных пунктов. Они трудились преимущественно на таких крупных предприятиях, как МАЗ, МЗКТ, МТЗ, а также в транспортных организациях.
Процедура получения разрешения Мингорисполкома в среднем длилась около месяца. Если предприятие не могло обосновать должным образом необходимость приема на работу своего “кандидата”, то ему отказывали. Как правило, это касалось обладателей специальностей, которых и в Минске было в избытке.
С принятием Указа № 413 от 7 сентября 2007 года “О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания” решения городских властей, ограничивающие прием на работу иногородних, признаны утратившими силу — они противоречат реалиям сегодняшнего дня.
Изменения в правовом регулировании отношений в сфере миграции населения принесут двойной эффект: во-первых, это позволит удовлетворить потребности столичных организаций в рабочей силе, во-вторых, удовлетворить потребности иногородних граждан в трудоустройстве.
С 1 января 2008 года нанимателям предоставлено право принимать на работу иногородних людей без процедуры согласований. Но при этом необходимо четко соблюдать требования указа. Работники, которые прибывают в столицу из другого населенного пункта, должны зарегистрироваться по месту жительства. Для этого в Минске определена норма в 20 кв.м на одного человека, в общежитии — 6 кв.м. Существует и норма временной регистрации людей сроком до 1 года (для временной регистрации необходимо иметь место проживания).
Если наниматели при приеме на работу иногородних не будут соблюдать требования указа, неминуемо встанет вопрос об ужесточении данных требований. Вполне вероятным в этом случае станет введение квот для приглашения специалистов на работу в Минск.
На мой взгляд, в связи с введением новой нормы целесообразно создание специальной структуры, которая будет выступать посредником между нанимателем и регионами, сопровождать процесс временной регистрации.
— Не приведет ли отмена ограничений к определенному напряжению, когда наниматель встанет перед выбором, кого принимать на работу — минчанина или иногороднего?
— Это скорее приведет к здоровой конкуренции на рынке труда.
Кстати, в столичную госслужбу занятости поступает много звонков от иногородних, которые интересуются вакансиями в Минске. Мы предлагаем им разместить свои резюме на сайте Мингорисполкома на страничке службы занятости, чтобы с ними могли ознакомиться потенциальные работодатели. Открытый рынок труда предоставит большую свободу выбора — и нанимателям, и работникам.
Предоставление права организациям самостоятельно принимать решение о приеме на работу иногородних создаст благоприятные условия для развития рынка труда Минска.
Срочно требуются... Прописка не обязательна
Отмена ограничений на прием на работу иногородних благоприятно повлияет на рынок труда МинскаИногородние граждане смогут легально работать в Минске и без прописки с 1 января 2008 года. Хотя полтора минувших десятилетия жителям других регионов страны надо было получать разрешение Мингорисполкома. Норму эту отменила сессия Минского городского совета. В какой степени Минск нуждается в притоке иногородних специалистов и как это изменит ситуацию на рынке труда столицы, рассказал заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома — начальник управления занятости населения Чеслав Ровба.