Кому помогают «кризисные комнаты»?

Срочно спасайтесь в убежище

Как-то застала соседку по площадке на лавочке у подъезда. Домой не спешила: «У вас муж хороший, не бьет. А я своего боюсь, хотя куда деваться?» Некуда уйти от семейного тирана — с такой проблемой сталкиваются не только представительницы слабого пола, но и сильного. Для всех у нас в стране создано уже 126 «кризисных комнат». В целом картину обрисовала главный специалист отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Елена КОМЛИК. Историями жертв семейного насилия поделились психолог ГУ «ТЦСОН Пуховичского района» Алеся ДРОБЫШЕВА и ее коллега из ГУ «Червенский ТЦСОН» Людмила МАРТИНОВИЧ. Имена героев публикации, по понятным причинам, изменены.

Светлана пришла искать убежища в территориальный центр соцобслуживания, держа за руку шестилетнюю дочку. Родной муж, приняв на грудь, скандалил по любому поводу: почему кружку не помыла, ужин остыл? Жена умоляла: «Тише, тише, не пугай малышку…»  «А она — не моя», — заводился домашний агрессор. Попрекал квартирой, деньгами. Устав от ежедневных моральных истязаний, Света решила уйти. Признаться в своей беде чужим людям было стыдно, но испуганные глаза ребенка окончательно убедили: молчать и терпеть больше нельзя. 

У всех ли жителей нашей страны есть возможность воспользоваться временным жильем, причем даром? Сеть «кризисных комнат» развивается, с 2011 года их число увеличилось более чем в 4 раза — с 31 до 126. В Брестской области их 19, в Витебской — 28, в Гомельской — 16, в Гродненской — 13, в Минской — 23, Могилевской — 26, в Минске — одна. На Витебщине, Минщине и Могилевщине они открыты во всех районах. Бывают ситуации, когда жертвы просят предоставить им убежище не по месту жительства, а, скажем, в другом районе. Зачем? Чтобы уехать подальше от домашнего тирана или перебраться поближе к родственникам, найти постепенно жилье и работу. Такая возможность есть. В любом случае ситуаций, когда людям отказывают, практически не бывает. Если нужно, найдутся кровати и для детей. Все временные убежища оборудованы кухней или местом для приготовления пищи и санузлом.  

Почему функционируют точечно, в регионах? Благодаря такому подходу жертвы сохраняют свою работу, детям не приходится менять детский сад или школу. Для сельчанок часто тяжело расстаться со своим хозяйством, бросить приусадебный участок — ведь агрессор иногда ведет себя неадекватно. Не уезжая далеко от дома, они могут сами себя обеспечивать, а не жить в вакууме.

Деньги не праздный вопрос для тех, кто погряз в трясине семейного неблагополучия. На аренду своего угла средства есть не у всех. Особенно уязвимы те, кто вернулся из мест лишения свободы, и сироты. Одному сельскому парню пришлось уйти в «кризисную комнату» из-за родной сестры. После того как нерадивых папу и маму лишили родительских прав, их определили в разные интернаты. Брат младший, поэтому приехал в родной дом позже сестры. Найти работу долго не мог, родственнице надоело кормить его — постоянно попрекала, материлась, обвиняла даже в том, что именно из-за него семья их родителей дала трещину… Затюканный сельчанин позвонил социальному педагогу в интернат, где он жил подростком, та посоветовала переехать в «кризисную комнату». В итоге там и с жильем поддержали , и дали направление на работу в организацию с предоставлением общежития. Помогли пройти медкомиссию. В результате семейный конфликт сгладился, теперь родственники изредка общаются по телефону. 

Питание, покупка лекарств, средств личной гигиены и других предметов, необходимых во время пребывания в «кризисной комнате», — все это по закону за счет собственных средств ее жильцов. Однако если человек пришел в одном халате и тапках, его не оставят без поддержки. Деньги на это — безвозмездная (спонсорская) помощь, средства местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством. 

Где размещаются убежища? Больше половины «кризисных комнат» открыты на базе территориальных центров социального обслуживания населения. В частных домах и квартирах — 13, в учреждениях здравоохранения и образования — 20, в общежитиях и гостиницах — 15. Есть они в 7 домах совместного самостоятельного проживания, три — при церкви. Общее количество койко-мест — 324, в том числе для детей — 138. В Гомельском городском центре социального обслуживания семьи и детей работает кризисное отделение «Пункт временного размещения психологической и социальной адаптации беженцев». В Первомайском районе Витебска «кризисная комната» открыта при православном храме — соборе Архангела Гавриила. В Чаусах ее создали за счет средств благотворительной организации «Канадская помощь жертвам Чернобыля» (Броквиль). В Барановичах — на базе религиозной организации благотворительной миссии «Возвращение» Объединенной церкви христиан веры евангельской. В Гродно — в приходе храма Святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба.

Иногда взрослый человек, по крайней мере совершеннолетний, оказывается беспомощнее ребенка. Особенно если его доверчивостью решают воспользоваться близкие по крови люди. Юную девушку-сироту пригласила пожить к себе после выхода из интерната родная тетя. Устроила на хорошую работу, а еще… заставила пойти в банк и оформить кредит на крупную сумму. Деньги с карточки, понятное дело, сняла сама «благодетельница» и потратила. А выплачивать долг приходится сироте. И ее же родня бесконечно упрекала, мол, нахлебница, только место занимаешь… Не обходилось и без угроз расправы. Не выдержала, ушла во временное убежище. 

Правовые возможности получить защиту от агрессора становятся шире. Жертве необязательно собирать вещи — в некоторых случаях, наоборот, домашнего тирана обязывают на время перебраться в другое место. Если нужно, им предоставляют для этого жилье. В отличие от жертв агрессорам приходится за него платить.

В одной из деревень Дубровенского района настоящим бедствием для 76-летней сельчанки стал ее великовозрастный сын. Ему скоро на пенсию, платить ее не за что — уже много лет постоянной работы он не имеет. Ради спиртного готов на все: выносил из дома вещи — продавал  или менял на бутылку. Участковый инспектор — частый гость в этом доме, ведь от скандалиста страдали и соседи (не раз похищал у них хозяйственные мелочи). Но главное — маялась пожилая сельчанка. Недавно после очередного скандала, когда сын требовал денег, она согласилась на предложение милиции выдать ему защитное предписание. Хочешь не хочешь — на 14 дней пришлось горе-родственнику перебраться в другое место. Мать вздохнула с облегчением, а отпрыск понял: способы защиты есть даже у немощных и слабых.

Заместитель начальника отдела организации работы участковых инспекторов милиции УП ГУОПП МОБ МВД Ольга Соколовская напомнила, что уже третий год в стране действует новация. Это защитное предписание — тот, кто совершил насилие в семье, ограничивается в определенных действиях. Это может быть запрет на общение с жертвой, звонки, через интернет. Дебошира обязывают покинуть общее жилище, причем не имеет значения, кто собственник. Всего за 7 месяцев этого года вынесли почти 3 тысячи защитных предписаний. В основном — около 90 процентов случаев — с обязанностью покинуть жилое помещение. Таким образом, закон дает возможность жертве и агрессору какое-то время пожить отдельно. 

В Поставском районе в одной из деревень в доме, выделенном хозяйством, поселилась семья. Брак пара регистрировать не стала. Подрастал 12-летний мальчик — «муж» матери не был ему родным отцом. Не раз скандальный папаша затевал выяснение отношений, а однажды даже избил «любимую» прямо на глазах у ребенка. Она обратилась в милицию, забрала сына и ушла в «кризисную комнату». Сельчанка работает оператором машинного доения, ее ценят коллеги. За две недели хозяйство нашло для них другое жилье, примерно в 10 километрах от прежнего. 

Пример последних дней — в агрогородке Корытное Осиповичского района нашли труп местной жительницы. По предварительным данным, после совместной выпивки ее избил сожитель. Прежде он уже судим за причинение легкого телесного повреждения…

Лучше действовать на упреждение, чтобы не случилось большой беды. Статистика подтверждает, перелом в ситуации с семейным насилием есть. В отношении членов семьи за 7 месяцев этого года совершили 47 убийств (61 за тот же период прошлого года), 103 умышленных причинений тяжких телесных повреждений (118 годом ранее), подсчитали в МВД. В целом примерно на 16 процентов меньше. В то же время более трети всех бытовых преступлений зарегистрировано на селе — 583. В январе — июле 2016-го — 637. Число убийств в сельской местности уменьшилось с 32 до 18. 

Домашним агрессорам в убежище прийти не удасться: место стараются держать в тайне. Больше половины из них охраняемые — есть сторож или дежурная. Тревожной кнопкой или сигнализацией оборудовано 26 «кризисных комнат», или 21 процент, в 11 — металлическая дверь или решетки на окнах. Используют эти помещения для помощи всем, кто попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, у людей сгорел дом. И все же почти 300 человек за год смогли пожить в безопасности, именно чтобы уберечься от насилия в семье. Хотя срок пребывания в кризисной комнате закон не ограничивает, практика показывает, что для большинства это временная «остановка». Средняя продолжительность пребывания составляет всего 10 дней. 

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

В прошлом году в два раза больше людей обратилось в «кризисные комнаты» по сравнению с предыдущим  ( 473 и 237  человек соответственно). Однако в 24 убежищах в 2016-м не было заселений. В убежище получили поддержку 251 женщина, 113 мужчин и 109 детей. Сельчане реже обращаются за помощью: в деревне более живучи стереотипы «хоть и плохонький, но мой» и «бьет — значит, любит».

Куда звонить, если вы страдаете от семейного насилия?

Информация с указанием контактных телефонов и адресов ТЦСОН размещена на сайте Минтруда и соцзащиты в специальном разделе «Профилактика домашнего насилия» (есть и на сайтах рай-, горисполкомов). В ТЦСОН работают телефоны «горячей» линии. В городских центрах соцобслуживания семьи и детей в Минске и Гомеле — круглосуточные телефоны «горячей» линии. Общенациональная «горячая» линия для пострадавших от насилия в семье — (8-801) 100-8-801. Ее администрирует МОО «Гендерные перспективы».

yasko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter