Средство от затора

Пробки: реальность или виртуальность?
Пробки: реальность или виртуальность

Автомобильный поток в час пик все чаще напоминает броуновское движение. Увы, тысячи минских водителей, спешащих домой, в конце концов упираются в затор. Вереницы машин словно застывают на одном месте... Ну кто не чертыхался вечером, пропуская который уже по счету светофорный цикл! Благо транспортное оцепенение в мегаполисе проходит через час–другой.

В тесноте, но не в пробке!

Больших и регулярных пробок, к счастью, Минск пока не знает. Нынче попасть в город можно с любого направления: хоть с витебского, хоть с могилевского. «Дачные» трассы в 50–километровой зоне от столицы расширены и модернизированы (к примеру, автодорога М–4 Минск — Могилев и Р–1 Минск — Дзержинск). Домчаться со своих загородных соток можно с ветерком! Куда сложнее передвигаться в центре Минска в часы пик. На оживленных улицах то и дело случаются заторы, которые, однако, вскоре рассасываются.

Зато ситуацию на московских дорогах можно смело назвать апофеозом транспортного кризиса! Футболисты «Спартака» добираются на матч Лиги чемпионов на метро, а москвички рожают прямо в пробках, пока «скорые» лавируют среди легковушек. Тем временем чиновники, решая проблему автомобильных заторов, рождают совсем уж абсурдные идеи. Вроде предложения о запрете ездить по четным дням машинам с четными номерными знаками и наоборот...

Кажется, откупорить автомобильные пробки в первопрестольной теперь можно разве что финансовым штопором. Хочешь проехать в центр — готовь кошелек. В последнее время все чаще говорят о плате за въезд и в центр Минска. Не грозит ли транспортный коллапс белорусским городам?

План или пропал?

Хотя заторы бывают и в Гомеле, и в Бресте, больше всего от излишка машин страдает столица. Сейчас на тысячу минчан приходится 230 автомобилей. Если эта цифра достигнет 350, то мегаполис парализует, признают в ГАИ. И «разрулить» запруженную улицу не поможет даже целый полк ДПС.

— Нельзя наполнить кувшин с узким горлышком из водопада, не разбрызгав воды. Так же и плотный поток машин не может одновременно принять небольшая улочка, — разворачивает карту города начальник отделения организации дорожного движения УГАИ МВД Юрий Троян. — Кое–где на узеньких столичных улочках не разминутся и два грузовика, во дворах нехватка парковочных мест... Недальновидность генплана 1975 года, который предполагал только 150 авто на тысячу жителей, сейчас особенно заметна. Увы, когда больше трех десятилетий назад архитекторы проектировали город, предусмотреть нынешний автомобильный бум было невозможно.

По сути, автомобилисты стали заложниками радиально–кольцевой структуры города. В век скоростей она стала неудобной: мы вынуждены ездить кругами. В то же время всегда есть несколько маршрутов на выбор. Но, увы, не все хорошо знают родной город и тратят на поездку больше часа, хотя добраться из офиса домой можно было бы вдвое быстрее. Может, стоит внимательно изучить карту на досуге?

Впрочем, у каждой минской пробки есть свое объяснение: либо столкнувшиеся машины частично перекрыли движение, либо невнимательный водитель припарковался у обочины под запрещающим знаком. К слову, за неправильную парковку нынче строго штрафуют вовсе не из–за чьей–то прихоти. Небольшой пример. По одной полосе кольцевой дороги в час проезжает 1.200 — 1.500 машин. Представляете, что будет, если ее перекрыть? Пусть на обычных городских улицах движение вдвое медленнее. Но не успеет приехать к месту аварии сотрудник ДПС, а уже образовался затор.

Что же намерены предпринять городские власти? Ведь покупать машины не запретишь. А пробки неминуемы, и это чревато возникновением сразу нескольких серьезных проблем. К примеру, экологи уже давно бьют тревогу. Мы ежедневно принимаем настоящий коктейль из вредных веществ, прогуливаясь по тротуарам. А если интереса ради посчитать, сколько времени теряем в заторах... Из–за опозданий инженеров и менеджеров несут немалые убытки предприятия и фирмы. Нельзя забывать и о перерасходе топлива, износе деталей и механизмов машины... Специалисты Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте подсчитали, что только на одном участке проспекта Независимости (от улицы Свердлова до площади Победы) в год заторы «съедают» 10 миллиардов рублей!

В автомобильной пробке меняется и психология водителя. У специалистов по организации дорожного движения есть такое понятие — «время терпеливого ожидания». Через 100 секунд без движения даже самый принципиальный водитель, равно как и пешеход, может переступить через собственное «я» и осознанно пойти на грубое нарушение правил (что, впрочем, их не оправдывает). Некоторые нервные автомобилисты не выдерживают и давят на педаль газа. Бац! И пожалуйста, столкновение на полосе встречного движения. Очередная пробка...

Город не тетка

Минусы заторов всем очевидны. Но что делать? Расширять дороги? Строить многоуровневые развязки? Прокладывать тоннели? Кое–где сделать это невозможно из–за особенностей городской архитектуры, а на других участках дорог это влетит бюджету в копеечку.

Есть и другие решения. К примеру, не первый год уже запрещено движение по главным улицам города «большегрузов». А ограниченное количество мест для парковок в центре — лишний повод задуматься: добираться на личном авто или предпочесть поездку на метро. Предлагают даже вынести за пределы кольцевой крупные торговые центры, которые словно магнитом притягивают машины.

Увы, уменьшение потока на несколько сотен автомобилей кардинально не решит проблему в городе. Многое зависит от организации дорожного движения. В частности, от режимов работы светофоров, которые рассчитывают с помощью сложнейших математических формул. Большая удача для водителей — попасть в «зеленую» волну. «Сейчас система настроена так, что некоторые улицы можно проехать, ни разу не остановившись. Достаточно следовать знакам с указанием рекомендуемой скорости», — уверяют сотрудники ГАИ.

А вскоре ездить в часы пик станет еще проще. В этом году в Минске собираются установить автоматическую систему управления транспортом. Специальные датчики укладывают прямо в асфальт, вся информация о количестве машин, проехавших на «зеленый», стекается в центр управления, и оттуда поступает команда на включение следующего светофора, чтобы пропустить всю «партию» автомобилей.

— Но ситуация на дорогах зависит не только от городских властей и Госавтоинспекции, а и от взаимовежливости самих водителей, — продолжает Юрий Владимирович. — Будут автолюбители терпимее друг к другу — глядишь, и поток будет двигаться быстрее. К тому же зачастую машина «везет» одного водителя, а несколько пассажирских сидений пустуют. Нерационально...

Один из выходов, по–моему, — сделать общественный транспорт более привлекательным. Пока инженер поездке в трамвае предпочитает подержанную иномарку, проблему не решишь. Автобусы и троллейбусы должны стать более комфортабельными, необходимо развивать сеть метро. Но, к сожалению, поменять весь транспортный парк и построить новую ветку «подземки» за один год невозможно в силу финансовых причин.

В Мингорисполкоме не исключают, что в будущем придется идти на непопулярные меры. Например, въезд в центр для легковушек может стать платным. Нет, вплоть до второго кольца вы доедете, не заплатив ни рубля. Однако дальше готовьте кошелек. За парковку даже около собственного дома придется раскошелиться (сразу оговорюсь: для жильцов многоэтажек, расположенных в центре, плата будет символической). Зато оставить свое авто за небольшую плату можно будет на перехватывающих паркингах.

* * *

Словом, решений может быть несколько. Все они давно на карандаше в ГАИ и горисполкомах. Дело за их реализацией. Очень не хотелось бы, чтобы наши города захлебнулись в чадящем автомобильном потоке...

Кстати

1 рубль, потраченный на строительство дорог, возвращается 2,58 рубля прибыли!

Справка «СБ»

В каждом крупном городе есть несколько «болевых точек». В ГАИ с ними хорошо знакомы

Улицы, на которых случаются заторы в Минске, многие автомобилисты знают наизусть. В часы пик, к примеру, запружен проспект Дзержинского. Из Малиновки, в которой проживает 237 тысяч жителей, как по команде, каждое утро выезжают сотни машин. Разгрузить проспект призваны дороги–дублеры, строительство и ремонт которых вот–вот начнется.

Одно из самых аварийных мест, которое водители в шутку называют чертовым кольцом, — площадь Бангалор. Заторы здесь тоже не редкость. Круг на площади планируют в будущем «разрезать», однако, по мнению ГАИ, без строительства подземных пешеходных переходов проблему не решить.

Уже началась реконструкция пр–та Пушкина, планируется реконструкция пр–та Победителей (от улицы Нарочанской до МКАД) и путепровода на улице Кальварийской. На пересечении пр–та Жукова и пр–та Дзержинского намечено строительство современной развязки. Также в планах — проложить тоннель на перекрестке улиц Богдановича и Купалы.

В Гомеле заторы случаются на участках улиц Советской, Барыкина, Фрунзе, Полесской и Рогачевской, а также на перекрестках Хатаевича — Советской, Рогачевской — Советской, Победы — Советской, Барыкина — Интернациональной, Барыкина — Гомельской, Барыкина — Сосновой, Фрунзе — Пролетарской, Интернациональной — пр–та Ленина. Специалисты предлагают перенести стоянки такси на второстепенные улицы, расширить наиболее загруженные перекрестки, построить 18 светофорных объектов.

В часы пик автомобили частенько застревают на могилевских перекрестках пр–т Мира — ул. Ленинская и ул. Тимирязевская — ул. Ленинская. Для решения проблемы Госавтоинспекция предложила расширить во время капитального ремонта участок улицы Ленинской.

Из–за постоянно растущего трафика появились заторы и в Витебске. В частности, на пл. Свободы, перекрестках пр–т Московский — ул. Терешковой, пр–т Победы — пр–т Строителей, пр–т Московский — ул. Смоленская, пр–т Фрунзе — ул. Смоленская. Один из выходов — корректировка режима работы светофоров, считают в ГАИ.

А вот на мосту через Неман в Гродно бывают настоящие пробки. В час здесь могут проехать не больше 1.000 машин, но утром и вечером его пытаются пересечь втрое больше автомобилей. Ученые совместно с ГАИ разработали проект реконструкции моста, которая должна начаться в этом году.

В Бресте автомобилистам приходится подолгу ждать на пересечении пр–та Машерова с бульварами Космонавтов и Шевченко. В ГАИ предложили заменить там старые светофоры новыми и построить дополнительные полосы. Реконструкция должна начаться уже в этом году.

(По данным УГАИ МВД.)
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter