Средство для головной боли

Стоит ли выпускать велосипедистов на дороги?

Фото Сергея ЛОЗЮКА.
Объемы продаж велосипедов с каждым сезоном увеличиваются в несколько раз. Горожане все охотнее пересаживаются на двухколесный транспорт. Однако есть ли для них место в городе? И если есть, то где: на тротуаре, где они сбивают пешеходов, или на дороге, в одном потоке с машинами, где они становятся причиной и жертвами аварий? Велосипедисты превратились в нежелательных участников движения и для пешей публики, и для автомобилистов. Как решить эту проблему?

Тем, кто управляет двухколесным транспортом, запрещено выезжать на проезжую часть, если рядом есть тротуар или обочина. Это решение было принято 10 лет назад. Тогда количество смертельных ДТП с участием любителей велодвижения просто зашкаливало. В результате запретительной меры аварий с их участием стало в три раза меньше. Теперь статистика выглядит так: в 2016 году по вине велосипедистов случилось 138 происшествий. В них погибли 22 человека, еще 121 был ранен. Каждый десятый виновник аварии был пьян. За 3 месяца этого года двухколесный транспорт стал причиной 11 дорожных происшествий, в которых погибли 3 человека и 8 получили ранения.

На Немиге в марте произошло дорожно–транспортное происшествие, которое... нельзя квалифицировать как ДТП. Велосипедист двигался по проезжей части между крайней правой и средней полосами. Перед регулируемым пешеходным переходом автомобили остановились. В этот момент велосипедист сначала зацепил одну стоящую машину, а затем врезался в другую. На место прибыли сотрудники ГАИ, которые зафиксировали происшествие. Однако материалы будут переданы для разбирательства в РУВД: поскольку автомобили стояли, произошедшее нельзя считать ДТП. У «Фольксвагена–Тигуан» оказался разбитым задний фонарь, а у «Тойоты–Аурис» повреждена передняя пассажирская дверь и разбито стекло.


Похожий случай произошел в Минске и неделей ранее. Недалеко от Комаровского рынка, на перекрестке с улицей Кульман, водитель «Хонды» поворачивал направо. И сразу остановился вслед за другой машиной, которая пропускала пешеходов. Ехавший следом велосипедист не смог остановиться и врезался в авто, оставив на нем заметную вмятину. Мы связались с водителем. Дело уже улажено: виновнику пришлось оплатить ремонт и штраф. Другой водитель, написавший в редакцию минчанин Владимир Бочков, хотя и не страдал от столкновений с двухколесным транспортом, но уверен, что инфраструктура наших дорог попросту не готова к приему велосипедистов: «Сначала необходимо выделить отдельные полосы. Потому что пускать их сейчас на дороги, значит, получить много смертельных случаев. И виноваты будут водители». Крайнюю правую полосу делить с ними он тоже не согласен, ведь там зачастую можно встретить поврежденные ливневые системы, крошащиеся бордюры, мусор, ямы и люки.

* * *

Так куда же деваться велосипедистам? Логично предположить, что на тротуары. Однако зачастую линия, которая должна разделять пешеходную зону на две части — для велосипедистов и прохожих, оказывается впустую потраченным мелом. Правило движения по полосам не соблюдают как одни, так и другие. А в иных случаях такого разграничения и вовсе нет. И с началом сезона в ГАИ начинают поступать заявления от пешеходов, которых в прямом смысле на тротуарах сбивают велосипедисты на скорости 20 километров в час. Кто виноват и что делать? Может, дело в дорожках, на которые никто не обращает внимания? Даже если предположить, что за хождение не по своей линии введут штрафы, как в ряде других стран, ситуация резко не поменяется. Местным властям, которые занимаются обустройством велодорожек, стоит подумать о том, что и зачем они делают и есть ли от этого польза. Ведь ровно очерченная линия, которую можно не заметить, не решит проблему. Есть другие возможности разграничить тротуар более эффективно (устройство четкого бордюра, применение разного типа покрытия), чтобы не было разбитых коленей и вывихнутых суставов. Иначе быть негласной войне, которая может обернуться уголовными делами: достаточно вспомнить прошлогоднего велосипедиста с битой.

Фото  Артура  ПРУПАСА.


ОФИЦИАЛЬНО

Дмитрий Корзюк, начальник УГАИ МВД: «Вопросы велосипедного движения, его организации постоянно рассматриваются на разных уровнях. Комиссия по безопасности дорожного движения при Совете Министров на следующем заседании также будет рассматривать вопрос велодвижения».

МНЕНИЕ

Павел Горбунов, председатель правления общественного объединения «Минское велосипедное общество»: «Велосипед — механическое транспортное средство, и ему логичнее двигаться по проезжей части. При этом не должен вводиться запрет на движение по тротуару, так как многие начинающие велосипедисты будут бояться двигаться по проезжей части. На улицах с низким автомобильным движением, плохим состоянием тротуаров, высокими бордюрами движение на двухколесном транспорте по проезжей части логично. Если же это шумная и скоростная дорога, то лучше организовать специальную полосу с конструктивной защитой. Если тротуары на улице достаточно широкие, то можно размещать велодороги и на нем, но при этом разделение потоков должно быть сделано качественно — отделения линией разметки часто недостаточно».


isaenok@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.44
Загрузка...