Средний класс идет за покупками

Она десятилетиями стояла перед мавзолеем Ленина и любым магазином, в 1990 году - несколько месяцев перед филиалом "Макдональдса" на Пушкинской площади.
Она десятилетиями стояла перед мавзолеем Ленина и любым магазином, в 1990 году - несколько месяцев перед филиалом "Макдональдса" на Пушкинской площади. Потом в России сочли, что она вымерла - очередь. Теперь она внезапно возродилась. Идет снег, на улице 7 градусов мороза. Несколько сотен россиян выстаивают по полтора часа. Их цель - московский филиал немецкой торговой сети "Метро".

В ноябре концерн открыл два оптовых гипермаркета. Хотя "Метро" со своей карточной системой хочет иметь дело только с такими клиентами, как общепит, рестораны и предприятия розничной торговли, натиск со стороны покупателей напоминает о старых советских временах, когда в продаже не было почти ничего. При этом "Метро" привлекает клиентов не только западными товарами. По его собственным данным, 70 проц. товаров, предлагаемых фирмой, имеют российское происхождение, а что касается продуктов, то здесь их еще больше - от 80 до 90 процентов. Вслед за уже вложенным 51 млн. долларов "Метро" хочет инвестировать в Россию еще 150 миллионов.

"Метро" - это только один из западных концернов, который отреагировал на рост потребления со стороны среднего класса. Шведский концерн "Икеа", выйдя в прошлом году на мебельный рынок Москвы, открывает в декабре уже второй магазин и планирует открытие еще пяти, предполагая в течение 10 лет инвестировать в Россию 2 млрд. долларов, в том числе в строительство мебельных фабрик.

"Метро", "Икеа", "Ашан", "Бенеттон" или турецкий торговый концерн "Раменка", лидер по количеству своих гипермаркетов в Москве, - все они считают, что Россия представляет все больший интерес для западных торговых сетей. На вопрос "почему?" ясный ответ дает исследование, проведенное экономическим журналом "Эксперт". Если в 1999 году в России было продано товаров на 100 млрд. долларов, то в этом году данный показатель возрастет до 150 - 175 млрд. долларов. Следовательно, локомотивом потребления является средний класс, к которому относится 20 проц. населения, но на долю которого приходится 50 проц. потребления.

"Для нашего присутствия в России, естественно, хорошо, что политическая ситуация стабилизировалась", - говорит пресс-секретарь "Метро". Так, "Метро" чувствует себя уверенно благодаря наличию договора о долгосрочной аренде земельного участка, а после утверждения несколько недель назад Земельного кодекса оно сможет даже выкупить землю.

Отлаженный потребительский спрос отчетливо заметен и на рынке недвижимости в секторе нежилых помещений.

Согласно исследованию фирмы по торговле недвижимостью "Джоунз Ланг Лассаль", до конца будущего года торговые площади московских супермаркетов увеличатся втрое. "Строительство торговых центров, - считает журнал "Эксперт", - стало одним из самых рентабельных сегментов московского рынка недвижимости. Инвестиции окупаются самое позднее через три года".

В то, что Москва уже скоро станет слишком мала для западных торговых гигантов, не верит и генеральный директор торговой сети "Раменка" Мустафа Саглам: "Город настолько велик, что мы не будем наступать друг другу на ноги".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter