Среди нас хлюпиков нет

Перед закрытием театрального сезона зрители увидят сразу несколько неожиданных премьер
Плох или хорош был завершающийся театральный сезон? Положа руку на сердце, так сразу и не скажешь. Давайте вместе вспоминать, нализировать, спорить и совсем немного, как интеллигентные люди, сплетничать.


“Две стрелы” — ярчайшее событие театрального сезона.

Прошли очередной международный фестиваль “Теарт”, фестиваль театров кукол. С гастролями в Минске побывали Ленком, Московский театр юного зрителя и Малый академический театр Европы. Благодаря этим гастролям мы увидели спектакли Камы Гинкаса и Льва Додина, удостоенного в этом году Государственной премии России в области литературы и искусства. Так вышло, что на этих гастролях мы оценили сразу два спектакля с участием актрисы Елизаветы Боярской — “Леди Макбет нашего уезда” по Лескову и “Жизнь и судьба” по Гроссману. Боярскую сегодня действительно рвут на части и режиссеры с мировым именем, и Костя Меладзе для участия в своих респектабельных клипах.

Спектакль “Песняр” Валентины Ереньковой по пьесе Василия Дранько-Майсюка, удостоенный в этом году Специальной премии Президента деятелям культуры и искусств, отправился в гастрольный тур по Беларуси. В некотором смысле это прецедент: турне отдельного спектакля по стране на своей памяти я не припомню. Может быть, фантасмагория Ереньковой положит начало традиции? 

Каждый из театров выпустил сразу несколько достойных премьер. Театр-студия киноактера порадовал трагикомедией по Александру Володину “Две стрелы”, Республиканский театр белорусской драматургии показал “Портрет” по Гоголю и “Пеликан” по малоизвестной пьесе шведского классика Августа Стриндберга в постановке художественного руководителя театра Александра Гарцуева. Постановка осуществлена при поддержке посольства Швеции в Беларуси.

Такие разные по темпоритму и по проблематике, эти спектакли хороши тем, что дают полное представление о молодой и сильной труппе РТБД. Гарцуев доверяет молодым актерам, что очень важно, а они платят ему той же монетой, выкладываясь на сцене на полную катушку, как в каком-нибудь лондонском “Глобусе”.

Театр им. Я. Коласа порадовал новой версией известной пьесы Дианы Балыко “Белый ангел с черными крыльями”. Режиссер Валерий Анисенко поставил ее жестко, предельно реалистично. Послышались даже упреки в некотором излишнем натурализме. 

Национальный академический театр им. Я. Купалы и худрук Николай Пинигин показали масштабное полотно по неоконченной повести Максима Горецкого “Две души”. 


Эту афишу премьеры “Где отступается любовь...” Гомельского городского молодежного театра местные власти попросили заменить.

Театр им. М. Горького решился на “12 ночь” Шекспира. Худрук Сергей Ковальчик поставил эксцентричный, ансамблевый цельный спектакль. Это большая победа Сергея Михайловича как режиссера. И, конечно, отдельным событием и для театра, и для города стала постановка “Леди на день” по пьесе Олега Данилова известного российского режиссера Дмитрия Астрахана. Билетов на ближайшие спектакли не достать, показы идут на аншлагах, и это настоящий феномен.

Не унывает Белорусский государственный академический музыкальный театр. Режиссер Анна Моторная, тяготеющая к подробным и долгим постановкам, обратилась к классической оперетте “Бал в “Савойе”. Народная артистка Азербайджана Медина Алиева предложила Минску премьеру балета “Клеопатра”. А в июле главный режиссер театра заслуженный деятель искусств России Михаил Ковальчик выпускает мюзикл “Мэри Поппинс” Максима Дунаевского. Кто не пускал слезу под “Непогоду”, “Цветные сны”, “Ветер перемен” на стихи Наума Олева, не плясал под “33 коровы” и “Леди Совершенство”? Нет таких. Премьера позиционируется как спектакль для семейного просмотра, и это правильно. Семейный шоу-мюзикл — такого в афише Музыкального еще не было. 

Премьера молодого режиссера из Санкт-Петербурга Виктории Луговой “Дети Ванюшина” в Белорусском государственном молодежном театре по классической драме драматурга Сергея Найденова тоже наверняка привлечет внимание и простого зрителя, и критики. Театр работает сегодня без своего главного режиссера. Директор Виктор Старовойтов сам выбирает, кто будет работать с труппой, приглашает самых разных постановщиков. Трижды здесь работал крайне востребованный сегодня в России лидер современного интеллектуального театра режиссер Искандер Сакаев. Он поставил спектакли “Козий остров”, “Чехов. Комедия. Чайка” и “Сон в летнюю ночь”. Не забывают и о белорусских режиссерах — частый гость Молодежного режиссер Геннадий Мушперт. И вот теперь афиша Молодежного пополнилась драмой “Дети Ванюшина”.

Теперь о скандалах. Без них, конечно же, не обошлось. Один разгорелся в Гомеле. Местные власти не одобрили афишу к премьере Гомельского городского молодежного театра “Где отступается любовь...” режиссера Якова Натапова по пьесе Александра Володина “С любимыми не расставайтесь”, сочтя ее слишком... мрачной. Вот те на!  Было предложено убрать синяки с лица девушки в смирительной рубашке, а саму смирительную рубашку заменить на строгий костюм. Не напоминает ли вам это замечания товарища Огурцова из “Карнавальной ночи”? Мне — очень. Но любой театр на месте Гомельского молодежного, как мне кажется, может только позавидовать такому вниманию.

Главный режиссер белорусского театра кукол Алексей Лелявский после успешно проведенного Международного фестиваля театров кукол, видимо, слегка перегрелся на солнце и устроил настоящий демарш. 

Сначала публично попросил исключить его из редколлегии журнала “Мастацтва”, в которой он состоял, выступив с гневной статьей. А потом в ней же радостно сообщил, что снимает спектакли своего театра с участия в конкурсе Национальной театральной премии, которая должна в скором времени состояться и определить лучших.

Что ж, такие маленькие шалости деятелей Мельпомены скрашивают нам будни и оживляют театральный ландшафт. Как гласил один из плакатов пионерлагеря, которым руководил товарищ Дынин в кинофильме “Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен”: “Среди нас хлюпиков нет!”

pepel@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter