Среди льдов на «таракане»

Полярники Алексей Гайдашов и Леонид Турышев нашли место для первой белорусской станции в Антарктиде Предположительно она расположится в районе горы Вечерняя, а самым ближайшим соседом в Антарктике, как и в Европе, будет Россия. Белорусы впервые для себя покорили Шестой континент тоже с помощью россиян.

Тогда, в начале января 2000 года, впервые в истории Южный полюс был покорен десантом на уникальных вездеходах, пробившихся сквозь льды без всякой посторонней помощи. Покорители, как водится, подняли государственные флаги, зачитали традиционное обращение к человечеству, выпили причитающиеся походные граммы. А затем, тоже впервые в истории, над Южным полюсом поднялись воздушные шары с экипажами, и  в этом царстве холода был отслужен молебен!..
Группой из пяти белорусов, которые первыми из соотечественников достигли Антарктиды в составе этого российского десанта, руководил опытный полярник Владимир Драбо. А вездеходы, на которых Драбо и его команда совершили это и другие не менее экстремальные путешествия, не имеют аналогов в мире. Прозванные за своеобразную форму в народе «тараканами», они выпускаются в Минске.
Разведка боем
Как профессионал своего дела Драбо, впервые увидев «тараканов», сразу почувствовал, что они открывают перед путешественниками уникальные возможности. Эти экономичные машины могут передвигаться по любой пересеченной местности, развивая скорость до 70 километров в час, и даже плавать. Но главное для него как путешественника-полярника было то, что они легко двигались в снегах и во льдах. Причем в автономном режиме они могут покрыть до трех тысяч километров.
Первое путешествие на вездеходах-«тараканах» было осуществлено в район северного российского города  Воркуты. Драбо с товарищами сделали тогда дерзкий марш-бросок на труднодоступный остров Вайгач. Тогда же поняли, что над машинами надо еще порядочно поработать: замерзала смазка, становился хрупким металл, не выдерживали шестерни, валы, становилась жесткой резина. Ремонт, который в обычных условиях занимает минуты, в северных условиях растягивался на часы. И все же лишения окупались сторицей – машины совершенствовались. 
На Южном полюсе
Бесценный опыт первого арктического путешествия на вездеходах вскоре пригодился. Уже сама идея – достичь Южного полюса на «вездеходах» в автономном режиме – казалась сумасшедшей. По крайней мере, такого в истории еще не было. Предстояли тысячи совсем иных, чем на Большой земле, километров по крутым снежным склонам, с огромными – в несколько десятков метров в ширину и до километра в глубину – разломами-трещинами во льду…
На последнем перевалочном аэродроме в Чили у совместной российско-белорусской экспедиции возникла еще одна непредвиденная проблема. Тяжелый
Ил-76, перевозивший экспедицию к месту назначения, в Антарктиде до этого никогда не садился. Поэтому решили разделить груз и экипаж и сделать два захода самолета. Во время приземления второй группы самолет только чудом не разбился о высокую ледяную сопку...
Второго января штурмовая группа двинулась к полюсу. Теперь все надежды возложили на «тараканы» и их водителей. Очень помог прежний опыт – ребята любые поломки исправляли быстро и без суеты. И все же несколько вездеходов вышли из строя. По пути часть членов штурмовой группы отсеялась: кто-то заболел, кому-то просто не хватило места в оставшихся исправными машинах. Как вспоминает Драбо, было больно видеть лица тех, кому не повезло. Один из отсеявшихся от отчаяния даже впал в состояние аффекта и попытался идти к полюсу в одиночку. К счастью, его вовремя заметили и вернули… 
Историческое покорение Южного полюса произошло 7 января 2000 года, в день Рождества. Впервые в истории здесь установили государственный флаг независимой Республики Беларусь.
Кто открыл Берингов пролив?
Новый проект команды Драбо «Полярное кольцо» под девизом: «Мир познает Беларусь, Беларусь познает мир!» оказался ничуть не менее дерзким, чем сенсационное путешествие к Южному полюсу.
Стратегический замысел экспедиции был грандиозным: соединить основные маршруты целого созвездия знаменитых белорусских полярников – покорителей Арктики, обогнуть арктическое побережье России, пройти вдоль берегов Аляски, Канады, Гренландии и через Северный полюс вернуться к берегам России. Его реализация должна была поставить логическую точку пути, который прошли известные белорусские полярные исследователи ХІХ и ХХ веков. Кроме того, команде Драбо хотелось восстановить и историческую справедливость. В частности, доказать, что Берингов пролив открыл не Беринг, а белорус Дмитрий Павлуцкий . И попытаться  найти дополнительную информацию о других знаменитых белорусских покорителях Севера, которых во всех источниках называют либо польскими, либо русскими путешественниками. Ведь корни многих знаменитых покорителей Севера, таких как  Пекарский, Черский, Вилькицкий, Шмидт, именно в Беларуси…
Как и прежде, отправились в путь на  уже проверенных вездеходах-«тараканах». Шли по самой кромке Северного Ледовитого океана. На первом этапе – от Салехарда через мыс Челюскина до Берингова пролива, на втором – от Якутска через Верхоянск до поселка Чокурдах. На одном их участков пути на первом этапе неожиданно появились серьезные препятствия – высокие ледяные торосы. Надежная техника не подвела и на этот раз.
«Тараканы» лучше оленей
Последняя по времени экспедиция Драбо и его команды носила название «Северное кольцо – 2006». Она происходила под патронатом Министерства здравоохранения России и прошла по территории Камчатки, Корякского и Чукотского автономных округов и Якутии. Экспедиция везла на своих вездеходах новое медицинское оборудование, которое было предназначено для диагностики и лечения в условиях труднодоступных районов Севера.
До этой экспедиции считалось, что в эти районы с Большой земли можно добраться только по воздуху. «Тараканы» Драбо и его команды начисто опровергли это. Машины доказали не только свою жизнеспособность, но и полное соответствие самым жестким экологическим требованиям для работы в условиях Заполярья. Так, впервые за много лет медики смогли провести обследования жителей ряда отдаленных малонаселенных мест, а также пограничников на северных заставах. И не исключено, что в будущем они станут основным средством передвижения в условиях вечной мерзлоты…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter