Среда обитания

Каким будет город будущего?
Каким будет город будущего?

Сразу 14 флагов взвились над выставочным центром «БелЭкспо», подчеркнув статус архитектурного фестиваля «Минск–2007», который с каждым годом привлекает все больше внимания зарубежных зодчих. Растущие темпы строительства в Беларуси провоцируют любопытство и желание сотрудничать уже не только у соседей — в качестве гостей и участников на фестиваль съехались архитекторы из СНГ, Польши, Италии, Финляндии, США, Сербии, Чехии... Второй международный конкурс молодых архитекторов «Леонардо–2007» добавил фестивалю еще больше веса и авторитетности — в этот раз на призы «Леонардо» претендовали 155 проектов из 12 стран. А в финале Белорусский союз архитекторов наградил старшее поколение своих коллег учрежденными накануне архитектурными «Оскарами» — именно так зарубежные гости окрестили уменьшенную копию «Зодчего», украсившего недавно площадь Независимости. Первые «Зодчие» («за большой личный вклад в развитие белорусской архитектуры») достались заслуженным архитекторам Беларуси Георгию Сысоеву, Ярославу Линевичу и Юрию Григорьеву. Их заграничные коллеги не скрывали своего восхищения меняющимся обликом Минска и смелыми проектами нашей молодежи...

Словом, место белорусской архитектуры в мировом контексте — далеко не последнее. Бродя по выставке в «БелЭкспо», я снова и снова убеждалась, что идеи наших архитекторов ничем не уступают — ни в эффектности, ни в функциональности — проектам европейских гостей, выставленным тут же. И при этом отчаянно чувствовала ностальгию по прошлому...

Потому что принять это неумолимо надвигающееся архитектурное будущее мне, рядовому обывателю, сложно. Неважно, что главную улицу моего детства «украшал» лишь неказистый серп и молот из фанеры. Неважно, что наши небольшие города с непременными памятниками на площадях были похожи, как близнецы. Зато везде было свое уютное очарование, своя тенистая романтика... Даже вездесущие бабушки, сутками сидящие на лавочках у подъездов, теперь вызывают у меня щемящее чувство. Потому что скоро весь этот уют, романтика и тем паче бабушки у подъездов останутся лишь в воспоминаниях — в городах будущего место для всего этого не предусмотрено.

Города будущего — сплошь гигантские строения из стекла и металла, чуждые каких бы то ни было сантиментов. Скажем, проект реконструкции столичного микрорайона Веснянка, выполненный в творческой мастерской Леонарда Москалевича, — это конические небоскребы со скошенными зеркальными крышами, на фоне которых Свислочь выглядит просто–таки пересыхающим ручьем. Или будущий административно–деловой центр «Минск-Сити», спроектированный УП «Минскградо», — лабиринт высоток почти в сотню этажей, накрывающих тенью здания пониже... Разве что церкви и костелы пока сохраняют привычный облик.

Понятно, что в новом столетии человечество повсеместно ринулось в города в поисках более комфортной «среды обитания» и города вынуждены приспосабливаться и соответствовать. Комфорт архитекторы гарантируют, проектируя многочисленные паркинги, аквапарки и развлекательные центры. И похоже, уже навсегда отказываются от тесных кухонь минувшего столетия, осознав наконец, что человеку нельзя без кухни, как нельзя без семьи, так что в новостройках кухня — это уже полноценная столовая–гостиная, а не убогий пищеблок прошлого. Впрочем, дополнительным квадратным метрам кухонь будущего я радовалась недолго — ровно до тех пор, пока не споткнулась о проект выпускника БГУ Юрия Куриловича (призера еще одного фестивального состязания — конкурса дипломных проектов). Его футуристическая кухня–офис ранила меня до глубины души — все сверхудобно и суперфункционально, вот только гости или дети здесь будут уже явно «лишним элементом». Что особенно печально, если учесть, что заказчик Юрия — женщина...

Возможно, не так уж далеки были от истины писатели–фантасты прошлого, заселив вымышленные города будущего из стекла и металла существами в скафандрах. Ледовые дворцы и аквапарки для нас, «детей асфальта», — насущная жизненная необходимость для поддержания своего все более хрупкого здоровья, при этом с каждым новым десятилетием мы все более разобщены и эгоистичны (социологи уже вовсю изучают феномен «поколения сингл», то есть одиноких), и проблема эта, очевидно, общемировая. «Города солнца», максимально удобные для одиночек, — повсеместное будущее, что вполне убедительно продемонстрировали гости фестиваля.

...Но неожиданно в самом конце огромного выставочного зала «БелЭкспо» я обнаружила выставку рисунков воспитанников студии детского творчества Белорусского союза архитекторов. Теплую, солнечную выставку, полную живых цветов, птиц, бабочек и детских игр, — и никакого тебе асфальта. Значит, есть у нас все–таки надежда не превратиться окончательно в бесчувственных роботов!..

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter