Средь бела дня

С начала года на Солигорщине совершено три десятка краж и угонов автомобилей — вдвое больше прошлогоднего. Из 11 краж раскрыты 3, в году минувшем эти цифры были соответственно 9 и 3. Как видно, статистика все больше в пользу криминала.

— Сложно найти вора, еще труднее вернуть владельцу украденную машину, — рассказывает оперативный уполномоченный отделения уголовного розыска Солигорского ГРОВД Олег Семенов. — Потому что этим видом преступности сегодня занимаются хорошо подготовленные организованные группы. Один взламывает замки заказанного автомобиля, за минуту угоняет его, получает деньги и ставит машину в условленном месте. Другой ее забирает. Третий разбирает на запчасти или подделывает документы. Четвертый перегоняет через границу, как правило, в Россию, где море автомобилей. Преступники могут и не знать друг друга. Вот и получается, что если и найдешь вора, хозяину авто часто нечего возвращать. То же и с денежной компенсацией за него по приговору суда: воры — люди, как правило, без постоянной работы, и стоимость похищенного они вряд ли смогут вернуть до конца своих дней.
В последнее время в Солигорске автомобили все чаще крадут не ночью из гаражей, а днем со стоянок возле рудоуправлений, других предприятий, организаций. В гараже можно “наследить”, а тут прокрутил замки твердосплавными болванками для изготовления ключей — и все увез с собой. Поле деятельности для похитителей большое, те же шахтеры перед сменой беспечно бросают новейшие дорогие машины возле рудников, дескать, вокруг народ, кто решится на воровство? А именно такое многолюдье и суета кое-кому на руку.
И со старой машины наркоманы и алкоголики находят что снять да продать за дозу наркотика или бутылку вина. Например, за автомагнитолу стоимостью около 100 долларов США наркоман берет 20—40 тысяч рублей. Некоторые владельцы автомашин полагают, что раз они установили замки на руле, педалях или переключателе скоростей, то тем самым уже защитили машину от воров. Но замки легко перекусываются большими щипцами, которые можно купить в любом магазине скобяных товаров.
В Солигорске в основном действуют не местные группы автоворов, а “варяги” из Пинска, Бреста, Бобруйска. Местные оперативники проанализировали, когда чаще всего совершаются кражи, и усилили в это время контроль на дорогах. Как-то остановили “Жигули”, в которых ехали два брата из Пинска. Подозрение вызвали канистры, заполненные для каких-то целей дизельным топливом и бензином. Потом обнаружили в багажнике несколько буксирных тросов. Задержали братьев. Пригласили недавно обворованных автовладельцев. Те опознали свои буксиры. Под давлением неопровержимых улик виновные вынуждены были сознаться в нескольких кражах.
Нельзя не согласиться с работниками милиции: нужно непременно использовать сигнализацию, и чем дороже машина, тем более сложной, надежной системы защиты она требует. Специалисты считают, что стоимость сигнализации должна составлять десятую часть от уплаченного за автомобиль. Новейшие системы позволяют даже самому хозяину с помощью сотового телефона определять, где его уворованный автомобиль в данный момент находится. Если же похититель эту систему попытается ликвидировать, то двигатель просто не заведется. Да, обойдется она в полтысячи долларов, однако хорошая машина стоит во много раз дороже.
В Солигорске свободных мест на автостоянках города в несколько раз меньше числа машин, припаркованных в неприспособленных местах, потому милиция готова оказать помощь по созданию охраняемых автостоянок во дворах домов: сбросились автовладельцы и наняли сторожа. Работники уголовного розыска предлагают маркировать детали своих авто, ставить на их потайные “жучки”, кнопки, не позволяющие постороннему запустить двигатель...
Но все эти меры не дадут ожидаемого результата, если не внести изменений в законодательную базу. “Не для протокола” воры иногда откровенничают с оперативными работниками, дескать, какой резон выдавать сообщников? На свободе те организуют хорошие передачи на зону, да и отсидка в таком случае вряд ли большой будет, вернусь — и опять заказчик полторы-две тысячи “баксов” за пригнанную тачку платить будет...
Действительно, меру наказания автоворам судьи определяют в зависимости от уровня нанесенного ущерба, как за количество похищенных кирпичей, дров. Получается, что иномарка “преклонного возраста”, в обновление которой хозяин вложил уйму средств, сил, энергии, из-за длительного срока эксплуатации будет оценена небольшой суммой и вор получит минимальное наказание, хотя, возможно, и лишил семью не только средства передвижения, но и источника дохода. В законодательстве Казахстана, к примеру, для автомобильных воров выделены отдельные, более строгие статьи, наиболее ретивые из них могут просидеть за решеткой и 15 лет.
Благосостояние наших людей растет, они покупают все более дорогие машины, на чем пытаются погреть руки воры и мошенники. Так может, есть смысл нам позаимствовать опыт казахстанских законодателей?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter