Срам и шарм

За красивыми девушками устраивается охота. Любители «пикантного» подглядывают, фотографируют, размещают в Интернете и потом обсуждают «детали»...
За красивыми девушками устраивается охота. Любители «пикантного» подглядывают, фотографируют, размещают в Интернете и потом обсуждают «детали»...

Видеокамерами в многолюдных местах сегодня никого не удивишь. Мировая столица видеонаблюдений — Лондон. Количество камер в различных общественных местах здесь давно превысило число жителей. Нас уверяют: под присмотром безопаснее. Как сказать. Полно примеров, когда сотрудники охраны ресторанов, клубов и супермаркетов в пылу служебного рвения переходят рамки дозволенного. В Таиланде разгорелся целый скандал. В местных магазинах в кабины для переодевания поставили видеокамеры, а потом весьма непристойные фото выставили напоказ в Интернете. В Москве почти легально обретается фирма, установившая камеры в... дамском туалете. Интернет–сайт этой «фирмы» предлагает за небольшую плату подключить «зрелище» к персональному компьютеру любого желающего.

Тревожный сигнал прозвучал и в Минске. Наш читатель Н. прислал письмо, в котором рассказывает, что за ним тайно наблюдали в примерочной одного из минских гипермаркетов. Словом, есть проблема, ее надо изучать.

Куда ведут провода

Сегодня есть множество хитроумных противокражных систем, мимо которых не пролетит и муха. Загвоздка, правда, в том, что новинки не всем по карману. Поэтому большинство наших магазинов довольствуется далеко не самой сложной охранной техникой. Отсюда и проблемы.

Захожу в минский гипермаркет. Первое, что бросается в глаза при входе, — табличка «Ведется видеонаблюдение». Рядом — информационный стенд, на котором сообщение: «За попытку несанкционированного выноса в 2006 году задержано 717 лиц, из них к административной ответственности привлечено — 660, осуждено — 27». Своеобразное напоминание о том, что око охранника не дремлет. Возможно, слишком прямолинейно, зато доходчиво. Впрочем, профессиональных воров на эту удочку не поймаешь. Находятся виртуозы, которые за считанные секунды «обезвреживают» любой детектор, охраняющий товар. Правда, для этого им требуется укромное местечко. Примерочная подходит как нельзя лучше. Заглянув внутрь кабинки, обнаруживаю на потолке два провода, утопленных в дырчатой фанерной коробке. В одном из отверстий, уверяет автор письма в редакцию, он и высветил фонариком малюсенький объектив.

— Имитация, ничего там нет, — убеждает представитель службы охраны. — Раньше на месте кабинки находились стеллажи с товаром. Над ними вращалась охранная видеокамера. Но торговое пространство ведь «живое». Полки переместились, камеры перенесли, а провода остались. Почему не убираем? А пусть воришки думают, будто за ними наблюдают. Хотя... Позволят средства, установим видеонаблюдение и в примерочных. А что тут предосудительного?

После ожесточенного пятиминутного спора на тему «интересы бизнеса и этические нормы» каждый из нас остается при своем мнении. Последний аргумент из уст моего собеседника звучит как обвинительный приговор:

— Странно, что вы защищаете жуликов, а не собственника, пополняющего налогами государственную казну!

А вот для меня лично странно другое: почему нас всех априори записывают в проходимцы?

Расслабьтесь: вы в объективе!

Познакомившись с охранной системой магазина поближе, я, откровенно говоря, усомнилась в «профессиональной» необходимости заглядывать под юбку. В мониторной гипермаркета все торговые площади как на ладони. У девушек–операторов прямая связь с охранниками в зале: зашел в кабинку с товаром, вышел с пустыми руками — сигнал тревоги. «Следы преступления» — этикетки со штрих–кодами, магнитные пластмассовые клипсы, микрочипы и прочие «улики» — злоумышленники либо бросают в кабинках, либо прячут среди товара, что легко проверить. Таким образом, чтобы разоблачить доморощенного Копперфилда, необязательно наблюдать за процессом переодевания. Требуется лишь чуть больше бдительности.

Между тем, пообщавшись с сотрудниками фирм, поставляющих системы видеонаблюдения, я выяснила, что установка «глаз» в «интимных» местах для некоторых владельцев магазинов, ночных клубов и саун — в порядке вещей.

— С подобными просьбами потенциальные клиенты к нам обращаются нередко, — огорошил Дмитрий, начальник отдела продаж одного из предприятий, специализирующихся на монтаже охранного оборудования. — В нашей коммерческой структуре от таких заказов принято отказываться: имидж дороже сиюминутной прибыли. Но, разумеется, так рассуждают далеко не все. Сам лично видел камеры в туалетах некоторых дискотек...

У хозяев увеселительных заведений свой резон: лучше потратиться на видеонаблюдение, чем утром собирать шприцы. Чего греха таить, есть и такие, кто без допинга на танцплощадке «не зажигает». Но при чем тут все остальные?

Кстати, за нами могут наблюдать как явно, так и тайно. Всевозможные подсматривающие спецсредства без специального разрешения в страну не ввезешь. Но уж, как говорится, если сильно хочется, выход отыщется. Собственно говоря, сами сотрудники частных охранных служб не скрывают: на «черном» рынке можно найти что угодно, вплоть до крошечных радиоканальных «шпионских» устройств.

Любой страж интересов частного собственника вам, само собой, поклянется: отснятые кадры используются сугубо в охранных целях и пределов мониторного зала не покидают. А кто может за это поручиться? По большому счету, нет никаких гарантий.

И наконец самое главное: если вы уверены, что стали объектом сомнительной съемки, какой закон на вашей стороне?

Тело — личная тайна

Было бы глупо полагать, что «коммерческие» службы безопасности существуют бесконтрольно. Как и любой лицензируемый вид деятельности, охранный бизнес подчинен ряду строжайших правил. И за нарушение лицензионных требований, понятное дело, по головке не погладят. Ревизоры из департамента охраны МВД наведываются к своим подопечным регулярно. Однако мой вопрос по поводу легальности съемки в тех же примерочных кабинках явился для начальника лицензионно–контрольного управления департамента Олега Лозицкого несколько неожиданным:

— Должен признать, законодательно этот аспект отрегулирован не в полной мере. Каких–либо «пространственных» ограничений при размещении охранных видеокамер лицензионные требования не предусматривают. Что, по всей видимости, не совсем правильно. Недавно, вы, вероятно, в курсе, принят новый закон об охранной деятельности. Под него сейчас разрабатываются нормативно–правовые акты. Так что есть реальный шанс восполнить законодательный пробел.

Надо думать, слова с делом не разойдутся. Во всяком случае, решимость разобраться в ситуации Олег Лозицкий выказал. Более того, направил в указанный в читательском письме гипермаркет проверку. Работать инспекция будет не одну неделю. Поэтому с окончательными выводами спешить не следует. Однако одно загадочное обстоятельство выяснилось в первый же день. Проекта по установке средств видеонаблюдения среди прочей документации у руководства службы охраны торгового предприятия не оказалось (не буду утверждать, что документ пропал случайно). Другими словами, пока схема не отыщется, сверить задуманное с реальностью не представляется возможным.

Несмотря на то что у надзорного органа руки пока связаны, способ отстоять свои права в суде у человека, застигнутого врасплох самым бесцеремонным образом, хоть и чисто теоретически (судебная практика пока не знает подобных прецедентов), но существует. Профессор кафедры уголовного права и криминологии Академии МВД Владимир Мороз усматривает в подсматривании состав преступления (ст. УК «Незаконное собирание либо распространение информации о частной жизни»). То, что у нас под одеждой, — это личная тайна, прикасаться к которой закон запрещает. А всевозможные уловки вроде объектива в коробке никакого отношения к охранной функции не имеют, поскольку на самом деле предназначены для негласного получения информации. Та же статья, но уже с более серьезными последствиями.

Тайны личной жизни приобретают актуальность. Вряд ли есть кто–нибудь, кто желал бы, чтобы его «посредством видеотехники» рассматривали в примерочной магазина, в собственной спальне либо иных интимных местах. Но желающие грубо нарушить тайну личной жизни, оказывается, есть...

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter