Если нет авто: мы узнали, сколько времени приходится тратить на дорогу в города-спутники Минска

Спутниковая связь

Сегодня модно жить за МКАД: воздух чище, жилье дешевле, развивается социальная инфраструктура, а на работу можно ездить и в Минск. Совсем же близко! Загородную недвижимость чаще рассматривают молодые семьи — покупают квартиры и дома в городах-спутниках. Сейчас их шесть — это Фаниполь, Логойск, Смолевичи, Заславль, Дзержинск и Руденск. На автомобиле туда добраться легко, а что, если машины нет? Корреспондент «Р» выяснила, сколько времени понадобится на дорогу тем, кто собирается передвигаться общественным транспортом.



Несколько дней назад Президент поручил новому председателю Миноблисполкома Александру Турчину решить вопрос о выносе крупных промышленных предприятий за пределы Минска. При этом Александр Лукашенко акцентировал внимание: следует активно развивать города-спутники столицы, и прежде всего создавать условия для так называемой маятниковой миграции между ними и Минском. А для этого необходимы современные и продуманные транспортные решения


Тишь да гладь

Немного истории. В 2010 году принята госпрограмма строительства крупных жилых районов для жителей Минска. В 2014-м вышел Указ Президента № 214 «О развитии городов-спутников». В 2016-м утверждены их генеральные планы. Во всех документах красной нитью проходит идея масштабного возведения жилья, развития инфраструктуры, социальных объектов, мест отдыха и развлечений, а также озеленения и улучшения экологии этих небольших городов.

Находятся сателлиты на расстоянии не более 60 километров от Минска. Покупателей квартир «замкадья», кроме низкой цены за метры, манит и хорошее транспортное сообщение со столицей. Проверим, как быстро можно попасть в точку Б за кольцевую.

Заславль находится в 26 километрах от Минска — можно сказать, рукой подать. Туда приезжают не только памятники культуры и архитектуры посмотреть, но и жить. В городе есть и частный сектор, и многоэтажки. Проживают почти 16 000 человек — для них есть больница, поликлиника, детские сады, две школы и гимназия, учреждения дополнительного образования. Также магазины, рынок, супермаркет, кафе и рестораны. Ожидается, что к 2030 году население увеличится почти на 10 000 жителей.

Добраться до Заславля несложно. Поездка с комфортом в новеньком «Штадлере» займет всего 35 минут.

Добраться до Заславля несложно. Можно сесть в обычную электричку за полрубля — она будет на месте через 35 минут. Поездка с комфортом в новеньком «Штадлере» обойдется немного дороже, но оно того стоит. Сажусь в вагон, устраиваюсь поудобнее. Трогаемся: едем очень плавно, довольно быстро, вид из окна потрясающий. Наблюдаю то красивый лес, то ровные поля, то местные достопримечательности — например, башенку Спасо-Преображенского собора. За время поездки успеваю познакомиться с некоторыми пассажирами. Алла — на вид женщине лет 50 — признается:

— Жили в Минске, а в Заславль переехали, чтобы дом построить. Пока возводят жилье, рядом снимаем с мужем недорогую однушку. В столицу ездим очень часто, почти каждый день.

Назад мне советуют возвращаться на маршрутке, которая отправится уже через пару минут. Полчаса — и я на месте, за поездку пришлось отдать 2,5 рубля. Минивэны курсируют каждые 15 минут.

Едем наобум

Следующий на очереди Фаниполь. Находится он тоже недалеко — в 25 километрах от Минска. В городе пока преобладает частная застройка, но планируется, что к 2030 году доля многоэтажных домов превысит 60 процентов от всего жилья. Для почти 20 000 жителей работы достаточно: в городе есть ряд крупных предприятий. Но многие ежедневно ездят учиться и трудиться в Минск. Дорога быстрая и простая: сажусь на электричку и за 56 копеек добираюсь в город-спутник. Обратно еду на маршрутке — они ходят в четыре раза чаще, чем поезда. Правда, билет стоит намного дороже — 2 рубля. Дорога в обоих случаях занимает около 30 минут, но это из центра Минска. Если стартовать от станции метро «Малиновка», то в Фаниполе можно быть уже минут через 20.

Несмотря на будний день, людей в маршрутке, которая идет в Фаниполь, много.

Чуть дальше расположился Дзержинск — он в 38 километрах от Минска, но это не помешало туда шагнуть инфраструктуре. Для почти 30 000 жителей есть учреждения здравоохранения, школы, гимназии, детские сады, многочисленные магазины, торговый центр, бассейн, кинотеатр, кафе, рестораны и даже ночной клуб.

Ради эксперимента наобум пытаюсь уехать из Минска в Дзержинск: расписание заранее не смотрела. Холодно, переминаюсь с ноги на ногу, но на остановке долго стоять не пришлось — уже через пару минут приехала маршрутка. Оказывается, курсируют они каждые 10 минут, билет стоит 3 рубля — отправиться можно как с остановки напротив железнодорожного вокзала, так и со станции метро «Пушкинская». Быстро — всего 30—35 минут, но дороговато. После таких ежедневных поездок кошелек может здорово похудеть. Тем не менее маршрутки полные — значит, спрос есть. В столицу возвращаюсь на электричке: от станции Койданово до Минска еду более 40 минут, но трачу втрое меньше — примерно 80 копеек.

Минивэны курсируют каждые 10—15—20 минут. Это зависит от времени суток и перевозчика.

С утра до ночи

Смолевичи, где живут почти 17 000 человек, в 40 километрах от Минска. Инфраструктура развита, на местных предприятиях ждут столичных специалистов, поэтому минчане тянутся в этот город-спутник. Добраться туда можно на автобусе, маршрутке, поезде региональных линий, электричке. Начну с конца. Рельсовый транспорт отправляется с трех станций: Минск-Пассажирский, Минск-Восточный и Институт культуры, билет стоит около 1 рубля. Можно легко уехать и ранним утром, и поздним вечером. Время в пути варьируется от 40 до 70 минут, все зависит от количества остановок конкретного состава электропоезда. Завсегдатаи знают, что не все электрички курсируют ежедневно, а вот я в расписание заранее не посмотрела. Нужного поезда так и не дождалась, а следующий пришлось долго ждать. Выбираю автобус, он стартует от станции метро «Уручье»: полтора часа поездки стоят почти 4 рубля.

Столица не резиновая: скоро многие станут перебираться в города-спутники. Из центра Минска туда курсирует огромное количество транспорта.

Обратно в Минск заехала в три раза быстрее и даже дешевле — за 2,5 рубля. Маршрутное такси, которое я выбрала, ходит каждые четверть часа. Конкуренты и вовсе катаются каждые 10—15 минут. Несмотря на будний день, людей в машине много. Сажусь возле водителя и завожу разговор. Тот рассказывает:

— Утром и вечером у маршрутки очередь собирается из желающих уехать. Днем, бывает, еду полупустой. Но ничего, в среднем заполняемость салона неплохая.

Белорусские Альпы

Еще один город-спутник, которому отвели роль спортивно-туристического центра, — Логойск. Туда пробую добраться по старинке — автобусом. Вечер, диспетчерская станция «Славинского». Народу — тьма. Все толпятся в ожидании 251-го маршрута. Рейс популярный, почти весь салон забит людьми, но лишь треть доезжает до конечной — многие выходят на дачных остановках по пути. 41 километр, петляя, преодолеваем за час и 2,5 рубля. Устраиваю небольшую экскурсию, чтобы изучить окрестности.

В кассах очередей нет: билеты можно купить и в терминалах, это серьезно экономит время пассажиров.

— У нас тут хорошо, красиво, — на пару минут моим гидом вызвалась быть Ольга, с которой вместе добирались из Минска. — Мы сюда с мужем и ребенком перебрались год назад. Я в декрете, а он работает. В столицу езжу раз в неделю, в гости к маме.

Моя временная спутница по дороге рассказывает, почему решилась переехать. Во-первых, за жилье тут платить легче — двушка стоит в разы дешевле, чем в Минске. Во-вторых, муж нашел хорошую работу. И наконец, ребенку на свежем воздухе лучше.

— Сейчас тут больше частных домов, но говорят, что городок наш будут застраивать многоэтажками. Мы уже копим на заветные «квадраты», — Ольга мечтает об уютном семейном гнездышке в городе-спутнике. — Природа тут очень живописная. Посмотрите, какие холмы! А еще и два горнолыжных курорта поблизости. Мы там часто отдыхаем.

В Логойске проживают более 13 000 человек, но электрички сюда не ходят. В Минск люди добираются в основном на маршрутках — это самый быстрый путь. Проверяю: минивэны приезжают на остановку каждые 15—20 минут, путь до столицы занимает 40 минут. Билет дешевле автобусного — всего 2 рубля.

В Логойск электрички не ходят. Путь — всего 40 минут. Билет на маршрутку дешевле автобусного — всего 2 рубля. Расписание есть в интернете.

…Путешествие в Руденск, который называют агропромышленным городом-спутником, стоило мне чуть больше рубля. За 50 минут меня доставил комфортный прямой поезд от станции Минск-Пассажирский. Расстояние — 50 километров. Электрички ходят одна за другой, автобусы — чуть реже, проезд в них стоит около 3 рублей. А вот с маршрутками тут чуть посложнее. Местные сетуют, что маршрутки к ним заглядывают нечасто, и советуют добираться до соседнего поселка Дружный. Путь стоит мне как талончик в столичном общественном транспорте. Оттуда уже еду в Минск до станции метро «Автозаводская». Дорога занимает около часа и стоит 3 рубля.

По пути суммирую все впечатления и делаю выводы: Руденск — самый маленький спутник Минска, в нем проживают всего около 3000 человек. Инфраструктура развита чуть хуже, чем в предыдущих населенных пунктах, но это не мешает минчанам сюда приезжать. Правда, здесь предпочитают жить не в многоэтажках, а в частных домах — в основном строят коттеджи.

По данным на начало года, в Минске проживали 1 миллион 992 тысячи 800 человек. Всего за один год число жителей увеличилось на 10,4 тысячи. Скоро будет перейден двухмиллионный рубеж. Но столица не резиновая: объемы строительства жилья там будут постепенно сокращаться, многие станут перебираться в города-спутники. Бывшие минчане, оказавшись за пределами МКАД, как показал эксперимент, смогут довольно легко добираться на работу в Минск и обратно — даже без личного авто.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter