Будущие специалисты в космоаэрокартографии за работой
Какая она, наша Земля? Укутанная облаками и туманами, усеянная островами и горами, пронизанная реками и заливами. Чтобы увидеть планету на расстоянии тысяч километров, не обязательно становиться астронавтом и выходить за пределы стратосферы. Например, можно поступить на факультет географии и геоинформатики
Белорусского государственного университета, где готовят специалистов в области космоаэрокартографии. Чему их учат, где в будущем они смогут применить свои знания и считают ли День космонавтики своим праздником? Об этом мы узнали, заглянув на занятия к студентам-географам.
Одни такие
Впервые о необходимости открытия специальности по подготовке кадров для картографирования территории и составления электронных и аналоговых карт на основе данных, полученных с воздушных летательных аппаратов, на геофаке БГУ заговорили десять лет назад. Тогда на специальности «география» открыли новое направление – «космоаэрокартография», и подготовку специалистов осуществляла кафедра геодезии и картографии (с 2018-го кафедра геодезии и космоаэрокартографии. – Прим. «ЗН»). Новинка вызвала интерес у студентов, и спустя два года, в 2013-м, космоаэрокартографию выделили в отдельную специальность, рассказывает заведующий кафедрой Александр Романкевич:– Эта специальность уникальна не только для Беларуси, но и в масштабах всего мира – ни в одном университете не встретите специальности с таким названием. Наряду с дисциплинами, которые изучают студенты-географы, студенты-космоаэрокартографы штудируют специальные предметы, например, «цифровая обработка аэрокосмоснимков», «космическое землеведение», «цифровая модель местности», «спутниковые навигационные системы», «геоинформационное картографирование», «компьютерная графика и оформление карт» и другие.
Александр Романкевич
Куда после учебы студенты устраиваются на работу? Александр Петрович говорит, что их разбирают задолго до распределения:
– Выпускникам присваивается квалификация «Географ. Специалист по картографо-геодезической деятельности». Они могут работать как в сфере инженерно-геодезических изысканий, так и заниматься подготовкой и изданием картографической продукции. Наших выпускников рады видеть на предприятиях «Белкартография» и «Белгеодезия», в кадастровых агентствах. Активно сотрудничаем с предприятием «БелПСХАГИ» – организацией, которая занимается воздушной съемкой с управляемых и беспилотных летательных систем, цифровой обработкой полученных результатов, и 31-м навигационно-топографическим центром Вооруженных Сил Министерства обороны.
«Фотосессия» для местности
В распоряжении студентов, которых между собой на геофаке называют космонавтами, современное оборудование: лазерные дальномеры, электронные тахеометры, спутниковые приемники, а в 2018 году закуплен беспилотный летательный аппарат (гексакоптер) с мультиспектральной камерой. Но в начале обучения всех первокурсников знакомят с классическими приборами. Учебные аудитории оборудованы в соответствии с основными направлениями: картография, аэрокосмические исследования, а кабинет геодезии и вовсе напоминает мини-музей. В руках у пятикурсника Юрия Давидовича металлический бокс.Юрий Давидович и Валерия Ольгомец
– Как думаете, что это? – решил сыграть с нами в интеллектуальную викторину Юра.
– Нет ни малейших предположений, сдаемся, – честно признались мы, внимательно осмотрев объект.
– Это фрагмент топографического аэрофотоаппарата, – долго не томил с правильным ответом студент. – Такая техника устанавливалась на самолете, с ее помощью проводили аэрофотосъемку местности. Запись велась непрерывно, снимки делали один за другим, поэтому получался целый черно-белый фотофильм. Этот аппарат вмещал кассеты с пленкой длиной до 60 метров. Все потом нужно было отсмотреть, проверить и вручную разрезать… Хорошо, что сейчас данную работу выполняет компьютер.
Топографические карты и планы также теперь создаются в специальных программах, но студенты кафедры геодезии и космоаэрокартографии умеют составлять их и вручную, разворачивая рулон ватмана с планом местности, комментирует студентка 4-го курса Валерия Ольгомец:
– Такие планы мы составляем во время топографической практики на 1-м курсе. Например, на этом плане отображена съемка местности на площади 16 гектаров. Изображены луга, огороды, леса и другие объекты. Каждый штришок в этом случае выполнен в соответствии с условными знаками.
– Такие линии ровные, – отмечаем мы, рассматривая план.
– Да, все под линейку, – поясняет Лера.
– А что делать, если рука соскочила и получилась закорючка? – моделируем ситуацию для студентки.
– Тогда на помощь приходит лезвие, – поделилась лайфхаком четверокурсница.
Зачем картографу Photoshop?
Когда знакомые слышат от Леры и Юры название специальности, на которой ребята учатся, то непроизвольно произносят: «Ого!» Лера не скрывает, что внимание на «космоаэрокартографию» обратила именно из-за красивого названия:– А уже только потом изучила перечень дисциплин, которые преподают на специальности. Предметы в нашем расписании охватывают различные области знаний. Например, сейчас мы изучаем программу Photoshop. Казалось бы, зачем она картографу? В графическом редакторе учимся сочетать цвета, накладывать тени. Также изучаем программу автоматизированного проектирования AutoCAD. В будущем она пригодится для составления цифровых моделей местности или веб-дизайна.
Студенты умеют составлять карты и с помощью компьютера, и от руки
Напоследок интересуемся у ребят, считают ли они День космонавтики своим праздником. Без долгих раздумий Юра ответил, что да:
– Хоть я и не астронавт, но отношение к покорению космоса имею. Со второго курса работаю в отделе аэрокосмических исследований Института прикладных физических проблем имени А. Н. Севченко. Занимаемся спектрометрическим оборудованием для наземной, аэро- и космосъемки. Наша аппаратура установлена в том числе и на МКС. Чем не повод для празднования?
shestakevich@sb.by,