Спутник-«поводырь» на службе у Минтранса (окончание)

Из 15 тысяч км дорог 10 тысяч км более 20 лет не знали капремонта

(Окончание. Начало читайте ЗДЕСЬ)

Виноват диспетчер и водитель?

— Работаю в автопарке № 2 Червеня водителем. Вот уже несколько лет наша заправка закрыта, а мы вынуждены ездить заправляться на городскую АЗС. При этом распоряжением администрации нам предписывается не указывать в путевом листе эти рейсы. Между тем расстояние туда—обратно составляет 9 км. Законны ли такие действия?

— Не законны. Путевой лист является первичным учетным документом, утвержденным постановлением Минфина, и в нем отражаются сведения о техническом состоянии транспорта, количестве топлива, преодоленном расстоянии и медосмотре водителя. В данном случае необходимо принимать меры.

— Здравствуйте, из Рогачева вас беспокоят, зовут меня Тамара Григорьевна. Мы живем в микрорайоне Корея. Но чтобы доехать до автовокзала и аптеки, нам приходится делать пересадку. Это не очень удобно нам, пенсионерам. По этому вопросу мы обращались в местный райисполком, в рабочие дни автобусы № 3 и № 1 ходят три раза в день. Но нас не устраивает, что в выходные съездить на базар мы не можем. С пенсией в 470 тысяч трудно позволить себе маршрутку...

— Тамара Григорьевна, заказчиком автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении в районе или области является местная исполнительная власть.

Она заказывает перевозки, а уже организации Минтранса организовывают их. Городской автобусный парк или частный извоз — мы обстоятельно рассмотрим этот вопрос и подумаем, что можно сделать. Кстати, я был в Рогачеве месяц назад, но мне этот вопрос не задавали. Планирую в сентябре еще раз побывать у вас.

— О подорожании проезда в городском транспорте сообщили несколько областных центров и Минск. На сколько процентов теперь покрывают расходы пассажиры?

— Возмещение расходов от проданных билетов по областям в городских перевозках составляет около 65 %, пригородных — чуть более 53 %. В Минске эта цифра ниже и составляет около 36 % в городе и 32 % в пригороде.

— Руслан, Минск. Часто пользуюсь автобусом № 44, у меня есть возможность отследить работу маршрута по расписанию в Интернете. Ладно если бы он опаздывал, но иногда он приходит на 3—4 минуты раньше. Много говорилось о том, что маршрутами будет управлять АСУ, в том числе с GPS. Сколько городских маршрутов оснащено ею, как отразится это на точности прихода на остановку?

— Точность прихода должна быть обеспечена на 100 %. У нас разработана система стимулирования, и, в принципе, водитель, нарушивший график, или диспетчер, виновный в этом, понесут наказание. Сейчас системой GPS в столице обеспечены все городские и пригородные маршруты. Мы специально ее создаем, чтобы контролировать графики движения. Вот почему постепенно вывешиваем их на каждом остановочном пункте.

Дороги гибнут без дорожного сбора?

— Владимир меня зовут. Я живу в Минске, но родом из Барановичского района, деревни Петковичи. На трассе Минск—Брест возле нее стоит фигура зубра. Места довольно известные: у нас, историки утверждают, родился первый российский книгопечатник Иван Федоров, есть у нас костел Святой Троицы в деревне Ишколдь, который посещают туристы и паломники из разных стран. Но указателя на Петковичи и нормального съезда с дороги там, к сожалению, нет. Можно ли все это благоустроить? А то неудобно перед иностранными туристами.

— Хорошо, мы посмотрим, что там можно сделать. Если речь идет о подъезде, то эта дорога находится в распоряжении местных властей. Все съезды и подъезды — в областной коммунальной собственности. Но мы попытаемся вмешаться. Что касается указателя, тоже посмотрим.

— Здравствуйте! На дороге Минск—Дзержинск, там, где выезд через деревню Чериковщину на брестскую трассу, изначально не поставили развязку. Получается, что нужно объезжать 18 км. Сейчас там начали строить дорогу через деревню Лисовщину напрямую в Фаниполь. Ее пробовали асфальтировать, но уже два года никто ничего не делает. С чем это связано: закончилось финансирование или есть какая-то иная причина?

— Эта дорога находится в ведении местного органа самоуправления. Были определенные обязательства Миноблисполкома по ее асфальтированию, но обстоятельный ответ мы дадим вам позже.

— Минчанин беспокоит, Константин Кузнецов. Сейчас ведутся масштабные строительные работы на магистралях Минск—Могилев, Минск—Гомель. Часть этих проектов связана с зарубежными кредитами, а значит, и иностранными производственными ресурсами. Какие из белорусских организаций задействованы на реконструкции этих дорог?

— На автодороге Минск—Могилев работают только белорусские подрядчики, техника, используются отечественные материалы, идет только внутреннее финансирование. Относительно автодороги Минск—Гомель на уровне правительства подписаны два соглашения. Первое — участок от Пуховичей до Бобруйска — финансируется Всемирным банком, причем кредит предоставляется на очень выгодных условиях, менее чем под 1%. Сегодня ведутся переговоры, чтобы практически на 95 % объемы работ выполнялись белорусскими подрядчиками и использовались отечественные стройматериалы. По второму отрезку, от Жлобина до Гомеля, подписано кредитное соглашение между правительством Беларуси и КНР. Первоначальные условия такие: 80 % работ выполняют белорусские подрядчики. Используются только белорусские материалы. Вполне возможно, что и остальные 20 % будут выполнять белорусы.

— В продолжение этой темы еще один вопрос. Насколько известно, мощности белорусских строительных организаций задействованы не в полной мере. Какие у нас перспективы выхода на зарубежные рынки, в тот же Казахстан, Польшу, Россию, ведь это реальная возможность в нынешних непростых условиях заработать валюту? 

— Сегодня в связи с образованием Таможенного союза значительно облегчились условия работы белорусских дорожных подрядчиков в регионах России. Произошел определенный подъем в этой работе. Упростились перемещения техники через границу, определенные финансовые обязательства при участии в тендерах. Но программа, которую приняло правительство, и в первую очередь это реконструкция дорог от Минска к областным центрам, о которых мы упомянули выше, пока для нас важнее. Вполне возможно, что в 2013—2014 годах займемся трассой Минск—Гродно. Мощности наших подрядных организаций будут на 95 % задействованы на территории Беларуси. Впрочем, представлены мы и за рубежом. Например, в строительстве обхода Брянска участвует наш дорожно-строительный трест, работаем мы и в Смоленской области.

— А в Казахстане?

— Есть определенные сложности в работе механизмов. Если у нас достаточно умеренный климат, то там даже работа бульдозера зависит от климатических условий. Техника должна быть приспособлена к работе при высоких температурах, повышенном содержании песка в воздухе. А значит, технику придется покупать. Казахстан от Санкт-Петербурга ведет транспортный коридор через Москву с выходом на свою территорию и Китай. Казахи предложили нам поучаствовать в этом проекте, но на условиях тендера.

На следующий год поставлена задача сохранить мощности дорожно-строительной отрасли в Беларуси.

60 % их будет задействовано на внутренних дорогах, а 40 % — на зарубежных магистралях. В Россию мы уже вошли, дорожно-строительные тресты № 1 и № 3, «Белавтомагистраль» и некоторые другие уже там работают. Сегодня созданы хорошие мощности и у автомобилистов — в прошлом году мы приобрели 656 МАЗов. Наравне с дорожниками они тоже завоевывают рынки России. Сегодня этот рынок открыт, мы начинаем работать и зарабатывать валюту.

— На прошлой неделе прошел Президиум Совмина. На нем анализировалась ситуация в дорожной отрасли, в частности, прошла информация, что с просроченными ремонтными сроками эксплуатируется свыше 12,5 тысячи километров автодорог, что составляет 80 % от их общей протяженности. Можно ли назвать причины такого состояния дел?

— Основная причина — это недофинансирование. Комитет госконтроля в своих справках указал, что выявил некие нарушения. Но это не просто комитет пришел и выявил. Это сделали специалисты департамента «Белавтодор». Такой анализ проводится постоянно. Из 15 тысяч километров дорог 10 тысяч км более 20 лет не подвергались капремонту. У нас на капремонт в этом полугодии нет ни одного рубля. Поэтому вопрос очень непростой. Все зависит от финансирования. Даже если мы берем какие-либо кредиты, все равно они будут возвращаться за счет бюджетных средств. 

— Не планируется ли возвращение дорожного сбора?

— Поднимал я этот вопрос на Президиуме, но пока мы не нашли понимания с Министерством финансов. Вопрос о реанимировании республиканского и местных дорожных фондов не принят, хотя я вносил такое предложение. Приводил пример России. К тому же практика показала, что, используя фонды, мы смогли поднять качество дорог на уровень европейских — лучших дорог в СНГ. Если мы не будем заниматься в ближайшие 2—3 года капремонтом, то это вызовет резкое ухудшение состояния дорожной сети. Практика показала: уже в этом году мы были вынуждены вложить средства, намного превышающие прежние объемы.

Что касается реконструкции, есть поручение главы государства связать все областные центры с Минском дорогами первой категории. Трассы на Могилев и на Гомель планируется закончить к январю 2013 года, обход Беловежской пущи — к 7 ноября 2011 года, строительство второй МКАД — первая очередь будет закончена до 2014 года, вторая — в 2018 году. Как обход Беловежской пущи, так и МКАД будем строить с финансовой помощью Фонда национального развития. В ближайшие три года проведем реконструкцию трасс Минск—Гродно и Минск—Витебск. В принципе, в этой пятилетке все дороги должны быть реконструированы.

Ну а поскольку есть вопросы по сокращению бюджетного финансирования, работаем с иностранными инвесторами, чтобы выполнить задачу, поставленную главой государства и правительством.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter