«Спускайтесь с горы и работайте с абитуриентами»

Таким образом министр подытожил предметный и конструктивный разговор, состоявшийся в ходе двух мероприятий: выездного заседания коллегии Министерства образования и Республиканского семинара с участием ректоров высших учебных заведений страны, которые прошли на базе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Мероприятий, объединенных общей темой: вступительная кампания в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, ее итоги и перспективы.

Таким образом министр подытожил предметный и конструктивный разговор, состоявшийся в ходе двух мероприятий: выездного заседания коллегии Министерства образования и Республиканского семинара с участием ректоров высших учебных заведений страны, которые прошли на базе Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Мероприятий, объединенных общей темой: вступительная кампания в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, ее итоги и перспективы.

Главный вывод, сделанный исходя из анализа организации приема в учебные заведения в 2006 году, заключается в следующем: новые правила приема, впервые за всю историю образования принятые указом Президента Республики Беларусь, по которым прошла вступительная кампания, оправдали себя и в ближайшее время изменяться не будут. Совершенствовать работу с абитуриентами предстоит в рамках уже сложившихся правил.

По большинству позиций правила приема-2006 были построены на принципе преемственности, отметил первый заместитель министра Александр Жук. Однако с успехом был внедрен и ряд нововведений. Положительной оценки заслуживают сокращение сроков вступительной кампании, ее многоэтапность, позволившая расширить возможности поступления на бюджетную и платную формы обучения, соотнесение сроков приема в вузы и ссузы, дающее дополнительный шанс не прошедшим в высшие учебные заведения абитуриентам. И, пожалуй, наиболее значимое: определение таких сроков подачи документов, которые обеспечили равные конкурентные условия для столичных и региональных учреждений образования.

Оправданной оказалась отмена платного централизованного тестирования, выполнявшего функцию психологической адаптации  выпускников и их родителей  к новой форме вступительных испытаний. Положительный эффект имели введение в качестве  дополнительного конкурсного балла  среднего балла документа об образовании, упорядочение и сокращение льгот при зачислении, при сохранении принципов поддержки и равноправия для социально незащищенных категорий абитуриентов.

Оправдал себя и ряд изменений, коснувшихся приема на заочную форму обучения: зачисление по результатам централизованного тестирования, предоставление права участия в конкурсе на получение заочного образования за счет бюджетных средств только для лиц, работающих по профилю избранной специальности либо имеющих профессионально-техническое или среднее специальное образование по родственной специальности.

Окончательная статистика такова. Прием поступающих осуществляли 53 вуза, 43 из которых государственной и 10 частной формы собственности, 207 средних специальных и 238 профессионально-технических учреждений образования. Одно из них – Полесский государственный университет принял студентов впервые.

В централизованном тестировании, которое проводилось в 73 учреждениях образования, приняли участие более 174 тысяч человек, выполнивших в общей сложности 433 549 тестов по четырнадцати предметам. Рекорд в деле ЦТ поставил Гродненский государственный университет, на базе которого протестировано 33 тысячи человек, что значительно больше следующих за ним БГЭУ (19 тысяч) и БГУ (17,4 тысячи).

Из всего количества участников абсолютный результат – 100 баллов — набрали 18 человек, в основном выпускников лицеев и гимназий, что, по мнению первого заместителя министра, с одной стороны, свидетельствует о высоком уровне тестовых заданий, с другой – подтверждает реальность требований, предъявляемых к знаниям абитуриентов.

Ведущие позиции по результатам ЦТ в целом заняли выпускники столичных школ. Однако, как отметил докладчик, год от года дистанция между городскими и сельскими абитуриентами сокращается.

Что же касается заочного образования, то здесь ситуация значительно изменилась. Это связано с тем, что на предприятиях и в организациях сейчас требуется строгое соответствие уровня квалификации специалиста занимаемой им должности. Поэтому интерес к учебе без отрыва от работы заметно возрос: получить образование стремятся многие уже работающие выпускники прошлых лет. Соответственно и вузовский конкурс на заочную форму обучения существенно превысил очную — он составил 3,6 человека на одно место.

Сферой же, в которой пока сохраняется ряд вопросов, остается система непрерывного образования на этапе: ссуз – вуз.

— Если на уровне профессионально-техническое – среднее специальное образование в организации непрерывного обучения наметились позитивные процессы, то высшая школа по-прежнему рассматривает выпускников ссузов в основном как пополнение на вакантные места на втором и последующих курсах, — заметил Александр Жук.

От этого стереотипа, по мнению руководства образовательной отрасли страны, пришло время отказаться.

— Все сказанное выше позволяет сделать главный вывод: вступительная кампания-2006 в целом прошла успешно, — отметил первый заместитель министра.

Учитывая опыт нынешнего года, приоритетные задачи для организаторов вступительной кампании-2007 остаются прежними. В первую очередь это определение  на все уровни образования цифр приема, соотносимых с  потребностями отраслей социально-экономического комплекса в специалистах и рабочих кадрах. Это означает закрытие некоторых невостребованных и открытие новых, перспективных специальностей, сокращение приема на специальности, по которым распределение выпускников бюджетной формы обучения в прошлом году составило менее девяноста процентов. Кроме того, в рамках правового поля необходимо совершенствовать процедуру ЦТ, обеспечивать эффективную работу приемных комиссий. И что особенно важно, продолжать политику гласности, открытости, прозрачности на всех этапах приемной кампании.

Главной же проблемой следующего пятилетия, по мнению специалистов, обещает быть… демографическая. Уже в следующем году выпускников базовых школ будет почти вдвое меньше нынешнего, а в 2009-м настолько же сократится число выпускников средних школ. В складывающихся обстоятельствах учебным заведениям предстоит выстраивать стратегию приемных кампаний, делая ставки на выпускников прошлых лет, на сокращенную, заочную формы обучения, второе высшее образование.

Очевидно, что конкуренция среди учебных заведений всех уровней возрастет. Все их ожидает борьба за своего абитуриента. И выиграют в ней, безусловно, те, кто уже сегодня наработал успешный опыт профориентационной работы.

Именно поэтому, подводя итоги вступительной кампании и определяя задачи на год 2007-й, министр образования Александр Радьков призвал рассчитывать на собственные силы, не ожидая решений в пользу определенных категорий учебных заведений.

— В первой группе останутся лишь те, кто находится в ней сегодня, — заверил министр. – Поэтому спускайтесь с горы и работайте с абитуриентами так, как, к примеру, это делают в Гродненском государственном университете.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter