Спички, как известно, детям не игрушка. Особенно хорошо об этом знают, конечно же, взрослые. Это мы размещаем во всех доступных для обозрения местах яркие плакаты, призывающие к ответственному поведению. Рисунок, изображение, наглядно раскрывающие суть проблемы, — это, похоже, максимально эффективный путь к сознанию ребенка. Однако в таком воздействии есть свои нюансы.
На одном из плакатов под словами «Не оставляйте детей без присмотра!» изображен человечек, тянущий тонкие ручонки к коробку спичек, который лежит у конфорки газовой плиты. Ситуация предельно проста и понятна, визуальная конкретика четкой и недвусмысленной образной композиции в каких-либо вербальных пояснениях не нуждается. Но это для нас, для взрослых. А вот младшая аудитория в этом случае воспринимает данную картинку несколько иначе. Для нее смешной герой пытается завладеть чем-то поистине притягательным и волшебным.
Дети ходят со своими родителями по магазинам и другим загруженным информацией местам, где с любопытством разглядывают многочисленные и занимательные послания из мира взрослых. Вот и мой сын, замерев в очередной раз перед изображением жаждущего знакомства со спичками ровесника, будучи всецело поглощен напряженностью ситуации и предвкушением чего-то необычного, в конце концов выдает свой вывод: «Папа, когда я вырасту, обязательно буду жечь спички».
Жег бы, похоже, с превеликим удовольствием уже сейчас. Приобщиться к чужому интересу и опыту познания желание у него такое, что «пиромания» становится целью на долгосрочную перспективу. Своего рода отложенным спросом до лучших, читай — более самостоятельных, времен. Все бы ничего, но этот самый спрос, пока что пусть и отложенный, сформировался в сознании ребенка именно плакатной ситуацией.
На кухне у родителей плита электрическая, спичек в доме отродясь не водилось. И что они вообще такое, приходится объяснять уже исходя из необходимости — на пальцах. Все правильно: лучше раньше, чем позже или вообще никогда. К агитации как таковой вопросов тоже никаких — явление сие в высшей степени важное и, вне всякого сомнения, нужное.
Тут есть и другой аспект: резонно остерегая перед чем-то, своими действиями мы зачастую невольно сообщаем этому чему-то дополнительную привлекательность. Видя глубину проблемы, не замечаем, как одну и ту же картинку по-разному отражает сознание взрослых и детей. Да, запретный плод сладок. Но, как часто оказывается на поверку, сладок он бывает лишь умозрительно, в воображении сладость, как говорила в таких случаях моя бабушка, снимается горечью опыта. А значит, важно акцентировать внимание на реальных, далеко не таких захватывающих, как представляется на картинке, «вкусовых» характеристиках.
Ну и еще одна ситуация для разбора. На первый взгляд, из другой, так сказать, оперы, но в рассматриваемом контексте весьма созвучная с предыдущей. Почему на картинках все примерные во всех отношениях детки всегда в очках? Вот и выдают потом малыши своим мамам и папам совершенно обескураживающее заявление: «Я хочу носить очки!» Как же без них: это ведь неотъемлемый, судя по всему, атрибут прилежания и послушания.
Зрение у ребенка отличное: функциональной, физиологической потребности в очках нет. Но появляется вот такая психологическая зависимость. Включается нехитрая схема: умный, успешный — значит, в очках. И если этот постулат нырнет в подсознание, где найдет закрепление, в скором времени родителям наверняка придется покупать своему чаду очки на самом деле — уже в силу необходимости, такой же безапелляционной, как расхожий образ-стереотип с картинки.
А что дальше? Специалист в вопросах развития, сам поправляя на переносице стекла в оправе, выскажет по этому поводу такую мысль: в силу сформировавшейся и работающей в автоматическом режиме подсознательной ассоциации стремление к высоким результатам в учебе влечет за собой ухудшение зрения. Так где же корни связок и ассоциаций, определяющих жизнь всех, кто родом из детства? Поищем их в разноцветных картинках, ориентированных на детей и одновременно таких недетских.
Виталий ЕФИМЕНКО
vital-y@tut.by
Дети по-своему «читают» яркие плакаты и городские билборды
Спрячьте рекламу от детей
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.