Дети по-своему «читают» яркие плакаты и городские билборды

Спрячьте рекламу от детей

Спички, как известно, детям не игрушка. Особенно хорошо об этом знают, конечно же, взрослые. Это мы размещаем во всех доступных для обозрения местах яркие плакаты, призывающие к ответственному поведению. Рисунок, изображение, наглядно раскрывающие суть проблемы, — это, похоже, максимально эффективный путь к сознанию ребенка. Однако в таком воздействии есть свои нюансы.

фото molodechno_minsk-region.by
На одном из плакатов под словами «Не оставляйте детей без присмотра!» изображен человечек, тянущий тонкие ручонки к коробку спичек, который лежит у конфорки газовой плиты. Ситуация предельно проста и понятна, визуальная конкретика четкой и недвусмысленной образной композиции в каких-либо вербальных пояснениях не нуждается. Но это для нас, для взрослых. А вот младшая аудитория в этом случае воспринимает данную картинку несколько иначе. Для нее смешной герой пытается завладеть чем-то поистине притягательным и волшебным.

Дети ходят со своими родителями по магазинам и другим загруженным информацией местам, где с любопытством разглядывают многочисленные и занимательные послания из мира взрослых. Вот и мой сын, замерев в очередной раз перед изображением жаждущего знакомства со спичками ровесника, будучи всецело поглощен напряженностью ситуации и предвкушением чего-то необычного, в конце концов выдает свой вывод: «Папа, когда я вырасту, обязательно буду жечь спички».

Жег бы, похоже, с превеликим удовольствием уже сейчас. Приобщиться к чужому интересу и опыту познания желание у него такое, что «пиромания» становится целью на долгосрочную перспективу. Своего рода отложенным спросом до лучших, читай — более самостоятельных, времен. Все бы ничего, но этот самый спрос, пока что пусть и отложенный, сформировался в сознании ребенка именно плакатной ситуацией. 

На кухне у родителей плита электрическая,  спичек в доме отродясь не водилось. И что они вообще такое, приходится объяснять уже исходя из необходимости — на пальцах. Все правильно: лучше раньше, чем позже или вообще никогда. К агитации как таковой вопросов тоже никаких — явление сие в высшей степени важное и, вне всякого сомнения, нужное. 

Тут есть и другой аспект: резонно остерегая перед чем-то, своими действиями мы зачастую невольно сообщаем этому чему-то дополнительную привлекательность. Видя глубину проблемы, не замечаем, как одну и ту же картинку по-разному отражает сознание взрослых и детей. Да, запретный плод сладок. Но, как часто оказывается на поверку, сладок он бывает лишь умозрительно, в воображении сладость, как говорила в таких случаях моя бабушка, снимается горечью опыта. А значит, важно акцентировать внимание на реальных, далеко не таких захватывающих, как представляется на картинке, «вкусовых» характеристиках.

Ну и еще одна ситуация для разбора. На первый взгляд, из другой, так сказать, оперы, но в рассматриваемом контексте весьма созвучная с предыдущей. Почему на картинках все примерные во всех отношениях детки всегда в очках? Вот и выдают потом малыши своим мамам и папам совершенно обескураживающее заявление: «Я хочу носить очки!» Как же без них: это ведь неотъемлемый, судя по всему, атрибут прилежания и послушания. 

Зрение у ребенка отличное: функциональной, физиологической потребности в очках нет. Но появляется вот такая психологическая зависимость. Включается нехитрая схема: умный, успешный — значит, в очках. И если этот постулат нырнет в подсознание, где найдет закрепление, в скором времени родителям наверняка придется покупать своему чаду очки на самом деле — уже в силу необходимости, такой же безапелляционной, как расхожий образ-стереотип с картинки. 

А что дальше? Специалист в вопросах развития, сам поправляя на переносице стекла в оправе, выскажет по этому поводу такую мысль: в силу сформировавшейся и работающей в автоматическом режиме подсознательной ассоциации стремление к высоким результатам в учебе влечет за собой ухудшение зрения. Так где же корни связок и ассоциаций, определяющих жизнь всех, кто родом из детства? Поищем их в разноцветных картинках, ориентированных на детей и одновременно таких недетских.

Виталий ЕФИМЕНКО

vital-y@tut.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter