Экспертное мнение: НАТО выступает ключевым инструментом фашизации коллективного Запада

Спрут для Европы

Почти одновременно вышли в свет две очень значимые статьи. Одну в «Известиях» опубликовал министр иностранных дел России Сергей Лавров. Другую написал директор Института международных отношений Китайского народного университета Ван Ивэй для газеты «Жэньминь жибао». Что показательно, посвящены они практически одной теме. Руководитель российской дипломатии рассуждает об инсценировках как методе политики Запада. А китайские коллеги перечисляют смертные грехи НАТО. Это не только демонстрирует близость позиций Москвы и Пекина. Сама обозначенная проблематика важна для понимания того, что сейчас происходит в мире. А мы столкнулись с фашизацией коллективного Запада. И Североатлантический блок в данном случае выступает как ключевой инструмент этого крайне опасного явления.



«Семь смертных грехов» НАТО


♦ Первый грех — призрак расизма.

♦ Второй грех — доминирование США в центре идеологии альянса.

♦ Третий грех заключается в пренебрежении международным правом.

♦ Четвертый грех — это практика «односторонности во имя многосторонности».

♦ Пятый грех — сформированное противостояние Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, которое становится хуже при попытках альянса разделить страны по группам.

♦ В качестве шестого греха выступают попытки альянса сеять конфронтацию в мире и приводить к эскалации в разных частях планеты.

♦ Седьмой «грех» состоит в глобальной экспансии НАТО.

Планы и стратегии

НАТО было создано в 1949 году в условиях холодной войны для противостояния СССР. C одной стороны, на Западе всерьез опасались военной мощи Советского Союза, державы-победительницы, сыгравшей основную роль в разгроме гитлеровской Германии. С другой — сами вынашивали планы агрессии против СССР. Над Европой еще не успел развеяться пороховой дым сражений, а по заданию Черчилля весной — летом 1945‑го британские военные разработали план «Немыслимое», то есть войны против своего советского союзника.
Однако дело было не только в противостоянии «советской угрозе». Американцы, очевидно, ставили цель установить полный контроль над Европейским континентом. В экономическом аспекте это было сделано через «план Маршалла».
Да, благодаря его реализации удалось восстановить разрушенное войной хозяйство. Но одновременно европейские страны попали в зависимость от своих североамериканских партнеров. Вашингтонский договор 1949 года, учредивший Североатлантический альянс, обеспечил военно-политическое господство США в Европе. Ведь к тому времени уже существовал Брюссельский пакт, превратившийся в 1954‑м в Западноевропейский союз. Это была организация по безопасности и обороне, но без участия Штатов. И американцы последовательно, на протяжении многих лет делали все возможное, чтобы девальвировать значимость такого альтернативного союза.
Они также умело торпедировали любые попытки создания европейского оборонного сообщества. Ведь первоначально слабые западноевропейские армии превратились в серьезную силу.

Была восстановлена военная промышленность Европы. Даже без Великобритании европейцы способны производить практически любые виды вооружения. Франция является ядерной державой. Более того, она одна из двух стран в мире (вторая — США), которая сумела построить и эксплуатировать атомный авианосец. Но европейские политики не мыслят свою оборонную политику без участия Штатов. После окончания холодной войны значение Западноевропейского союза стало расти. Его предполагалось сделать неотъемлемой частью Евросоюза, основой обеспечения безопасности. Но американцы приложили немалые усилия, чтобы этого не допустить. И опасный конкурент НАТО прекратил свое существование в 2011‑м.

Сплошные противоречия

Реальная деятельность Североатлантического блока на протяжении всей истории его существования вступала в прямое противоречие с декларируемыми целями и задачами. В частности, в учредительном Вашингтонском договоре от 4 апреля 1949 года прямо записано: «Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности».
Да что вы! Под этими словами поставил подпись и представитель Португалии. А там в это время правил диктатор Салазар, стоявший во главе классического фашистского режима.
Заявленные цели не помешали в 1952‑м принять в НАТО Турцию и Грецию. В первой из них как раз тогда укрепился достаточно авторитарный режим Аднана Мендереса. А во второй и вовсе после окончания гражданской войны проходили широкие политические репрессии и существовали концлагеря. Членству Турции в НАТО не помешали ни несколько военных переворотов, ни масштабные нарушения прав человека, особенно в 1960‑е и 1980‑е. 

Когда в 1967 году в Греции к власти в результате государственного переворота пришла хунта «черных полковников», США, Великобритания и ФРГ решительно выступили за дальнейшее участие этой страны в альянсе. Ведь нельзя же было ослаблять средиземноморский фланг!
Геополитика победила демократию и декларативные ценности. Развитие НАТО в ХХ веке фактически сопровождалось негласной реабилитацией нацизма.
Вступление ФРГ в альянс в 1955‑м вызвало волну реваншистских настроений в Западной Германии. Бундесвер, который за короткое время стал отточенным кинжалом, направленным в сторону социалистических стран, был переполнен бывшими гитлеровскими офицерами. Именно тогда в немецком обществе выработался некий идеологический компромисс: во всех преступлениях Третьего рейха виновны НСДАП и СС, а вермахт якобы ничем себя не запятнал, а просто исполнял свой солдатский долг. Подобный подход явно противоречит историческим фактам. И нам, белорусам, это хорошо известно. Но в Германии до сих пор пытаются отстаивать именно такую концепцию, встречая при этом полную поддержку со стороны натовских боссов.

Что уж говорить о Латвии, Литве, Эстонии и Хорватии. В этих странах фактически реабилитированы многие военные преступники. В их честь называют улицы и школы. На их примере воспитывают офицерские кадры. И это напрямую влияет на современную политику. В странах Балтии до сих пор ущемляют права русскоязычных. Да и не только их. Недавний скандал в Латвии в связи с участием юных журналистов в нашем «Славянском базаре» показал, что этому государству ой как далеко до демократии. А Хорватию приняли в блок в 2009 году, когда еще не был закончен процесс наказания виновных, совершивших преступления в ходе кровавой Югославской войны в 1990‑е. Впрочем, не завершен он и до настоящего момента.

Ящик Пандоры

О законности и говорить не приходится. Агрессия НАТО против Югославии в 1999‑м стала хрестоматийным примером нарушения международного права. Она была осуществлена группой государств без санкции ООН, открыв тем самым «ящик Пандоры».
Вообще, натовцы всегда действуют по принципу «себе все, врагам — закон». В альянсе вошло в привычку вольно трактовать и собственный устав, и документы ООН.
Скажем, 17 марта 2011 года была принята резолюция Совета Безопасности ООН № 1973 по Ливии. Она вводила бесполетную зону над страной, объятой гражданской войной. В НАТО восприняли это как санкцию на осуществление прямого вмешательства в дела суверенного государства. Справедливости ради нужно сказать, что в этом их поддержали и некоторые другие страны. Но именно альянс играл тогда первую скрипку.

По идее блок был создан для защиты суверенитета своих участников. А выходит все ровно наоборот. Даже небольшие детали развития национальных вооруженных сил члены организации должны согласовывать со штаб-квартирой. А фактически с США.


Это касается и ключевых кадровых назначений в министерствах обороны, штабах и командованиях. Шарль де Голль, став президентом Франции, решил положить этому конец. В 1966‑м он настоял на выходе своей страны из военной организации НАТО.

Прошло время. Ревизия идей голлизма и усиление американского влияния на Пятую республику сопровождались и вполне закономерным шагом: в 2009 году Франция восстановила свою власть во всех структурах альянса. Насколько самостоятельна ее внешняя политика, можно судить по реальным шагам правительства этого некогда великого государства.

Тоталитарная партия

НАТО — это и серьезный экономический проект. Все государства-участники переходят на так называемый натовский стандарт. Речь о единых калибрах вооружений, унифицированных требованиях к военной технике. Это сделано в интересах военно-промышленного комплекса США. И расширение блока в наше время также имело и вполне коммерческое измерение. С окончанием холодной войны прибыли военно-промышленных компаний оказались под угрозой. Распространение натовских стандартов на новые страны давало зеленый свет и новым контрактам для американских оружейников.
Можно сделать вывод, что НАТО превратилось в международный аналог тоталитарной партии, которая поставила под контроль многие аспекты внешней, оборонной и внутренней политики своих членов.
Но реально руководит ею вовсе не номинальный генеральный секретарь. Настоящее политбюро находится не в Брюсселе. Там скорее технический аппарат. Лидеров этого сложного образования следует искать в правящих кругах Вашингтона и Лондона.

Под видом защиты демократии, прав человека, безопасности и суверенитета Североатлантический блок превратился в основной инструмент влияния США на все ключевые процессы в Европе, делая из нее американский протекторат.

Дальнейшее развитие нашего континента невозможно себе представить без изменений этой ситуации. Суверенизация Европы в целом и отдельных государств, в частности, если угодно их эмансипация, когда они сами поверят в свои силы самостоятельно обеспечивать свою безопасность, — залог будущего мира на континенте. Когда удастся этого достичь? Трудно сказать. Ведь пока по-прежнему говорят о расширении НАТО, наращивании его военной инфраструктуры, увеличении войск. Но цели по денатизации Европы нужно ставить уже сейчас. Если, конечно, мы хотим построить стабильное и безопасное будущее.

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter