Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Без каникул с начала года». Олимпиадники рассказали, как готовятся к соревнованиям и справляются с волнением

Спросили у лучших

На этой неделе лучшие умы со всей страны соревновались в заключительном этапе республиканской олимпиады по учебным предметам. Помериться знаниями по обществоведению, а также русскому языку и литературе в Минск приехали около 200 ребят. Мы познакомились с участниками интеллектуального соревнования и узнали, как они готовятся к участию в олимпиаде и справляются с волнением перед ответственным испытанием. А заодно задали им неожиданные вопросы о предмете, который они знают лучше всего. 

В обнимку с томиком Брэдбери

Пока их ровесники отдыхают от учебы на весенних каникулах, эти ребята в очередной раз листают учебники, чтобы освежить в памяти пройденный материал. Так предпочла провести время в пути и девятиклассница гимназии № 3 Могилева Алина Грудино, направляясь в составе областной коман­ды в Минск:


– Впервые попробовала свои силы в олимпиаде по русскому языку и литературе в 8-м классе – по­участвовать предложила моя учительница Ирина Геннадьевна Лапицкая. Втянулась быстро: соревновательный дух подстегивал учить еще больше и усерднее. В последнее время читаю много художественной литературы. Не потому, что надо, а потому, что хочется. Любимый русский прозаик – Александр Куприн, мне очень нравятся его пейзажи. Знаю, что многим школьникам тяжело дается чтение описаний природы или военных сражений, как у Льва Толстого в «Войне и мире», и они предпочитают пролистывать эти страницы. И очень зря. Меня такие литературные отрывки буквально затягивают. Из зарубежных авторов нравится Рэй Брэдбери. Недавно прочла его «451 градус по Фаренгейту». Идеи этого романа-антиутопии мне очень близки. В частности, об угрозе чтению и книжной культуре со стороны средств массовой информации. Мне кажется, этот роман был в некотором смысле пророческим: посмотрите, сколько времени люди готовы убивать в соцсетях вместо того, чтобы взять в руки книгу. Читала это произведение во время сборов, несмотря на интенсивные занятия, находила свободное время и на любимый томик.

Как истинный книголюб, Алина не растерялась и нашла ответ на наш вопрос со звездочкой: кого из русских авторов стоит почитать, чтобы понять, в чем смысл жизни?

– Думаю, при вдумчивом чтении произведений практически любого классика вы станете хотя бы на шаг ближе к этому пониманию. Мне это уже частично удалось.

Чем толще книга, тем лучше

У ученицы 9-го класса гимназии № 1 Слонима Элины Зайковской стаж участия в олимпиадах солидный: девочка соревнуется в знании русского языка и литературы с 4-го класса:


– Моя учительница Инна Антоновна Правдицкая сравнивает подготовку к олимпиаде с тренировкой спортсменов: ты должен каждый день повторять пройденный материал и постоянно углублять знания. Это, можно сказать, интеллектуальный спорт. Олимпиада по русскому языку и литературе проходит в два тура: в первый день мы пишем отзыв на фрагмент литературного произведения (при этом оценивают не только полет мысли, но и грамотность), во второй – выполняем комплексное задание по языку и литературе. Подготовиться к испытанию по литературе гораздо сложнее, потому что нужно очень много читать. Но для меня чем толще книга, тем лучше. Из авторов, которых открыла для себя недавно, больше всего прониклась творчеством Виктора Гюго: прочитала роман «Человек, который смеется» (теперь это моя самая любимая книга) и в процессе – «Собор Парижской Богоматери». Нравится манера повествования автора и то, как он описывает, казалось бы, самые простые вещи.

Элина призналась нам, что из всей русской грамматики ее слабое место – ударения, поэтому наше задание со звездочкой для нее таково: как правильно – Оптовый или оптОвый? На мгновение замешкавшись, девочка все же дала верный ответ. 

Мотивация превыше всего

Учащаяся 11-го класса средней школы № 3 Слонима Полина Жили­ч главным секретом успеха на олимпиаде считает сильную моти­вацию:


– Если она присутствует, ты будешь заниматься день и ночь. Участвовать в олимпиадах по русскому языку и литературе начала с 6-го класса. Пока мой самый высокий результат – диплом III степени на областном этапе в прошлом году, когда мне удалось набрать самый высокий балл по сочинению. Готовиться по литературе сложнее, чем по языку: испытание включает широкий спектр заданий, очень нужно много информации держать в голове, уметь анализировать, работать с произведением и сюжетом.

Мы поинтересовались у Полины, как понять, хороший или плохой перед тобой текст:

– Это довольно субъективно. Во время чтения я обращаю внимание на сюжет (захватывает или нет) и на то, как автор пытается раскрыть основные идеи произведения, какими художественными средствами он пользуется. Скудная малообразная речь – верный признак того, что текст так себе.

Без каникул весь год

11-классница средней школы № 87 Минска Алиса Балащенко представляет городскую команду в олимпиаде по обществоведению. Как без пяти минут выпускнице, которой предстоит поступление в вуз, ей хотелось бы рассчитывать на лучший результат, который засчитают за 100-балльный сертификат по ЦТ, но девушка предпочитает так далеко не загадывать: 


– В олимпиадах участвую с 10-го класса. В этом году, чтобы пройти в заключительный этап, занималась фактически без каникул с самого начала года: нужно было освоить очень большой пласт информации.

Наш вопрос со звездочкой для Алисы: годом чего был объявлен 2021-й в нашей стране? Алиса не растерялась и безошибочно ответила: Годом народного единства. 

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter