Какое будущее ждет рынок подержанных автомобилей

Спрос сдает назад

Еще несколько лет назад места на авторынках продавцы занимали с вечера. Торговля шла бойко. Почему сегодня на базарах затишье? При наличии оборотных средств опытный перекупщик мог провернуть по 3—4 сделки в день. Да и сами владельцы, желающие быстро и выгодно продать свою “ласточку”, с радостью платили за место на рынке, — четырехколесный товар с новым владельцем чаще всего покидал “Ждановичи” еще до полудня. Чем “физический” авторынок живет сегодня? Корреспондент “НГ” решил осмотреться на месте.


На столичных “Ждановичах”, несмотря на кажущийся час-пик (позднее утро субботы), хоть в футбол играй. Площадка полупустая. На расспросы местный старожил отвечает кратко: “Все перебрались в интернет или комиссионные магазины. Какой смысл здесь торчать, если заниматься продажами можно удаленно?”

Продавцы особо в разговоры не вдаются. О чем говорить? Лишь с одним мужичком лет 35-ти в спортивном костюме завязалась беседа. Вот что он рассказал:

— Продавцы и покупатели не могут смириться с фактом, что машина, например, 2009 года выпуска уже далеко не “свежачок”, а значит, и стоить должна соответственно. Отсюда дисбаланс между ожиданиями и реальностью. Продавцы стараются держать необоснованно высокие цены, их клиенты, наоборот, даром теряют время — ищут разменявший второй десяток лет автомобиль в идеальном состоянии. 

— Открою секрет, — говорит на прощанье ждановичский продавец. — Выбирайте любой стоящий здесь автомобиль с заявленным ценником, например, в 7 тысяч долларов и забирайте на тысячу дешевле. Главное, продемонстрируйте продавцу живые деньги, он и дрогнет.

Где же сегодня искать машину? Может брать за рубежом? Популярный когда-то среди белорусов рынок в Каунасе — один из крупнейших в Западной Европе — давно, что называется, быльем порос. Сами литовские автоторговцы признали, что нашему люду их товар стал неинтересен — растаможка и утильсбор не просто “съедают” разницу в цене. В итоге пригнанные тачки, даже с самыми скромными объемами двигателей, оказываются неподъемными. В качестве примера возьмем Citroen С3 2014 года выпуска (объем двигателя — 1,6 литра). В Литве он стоит 6 тысяч у. е. Расходы по “адаптации” для наших дорог увеличат стоимость “француза” как минимум до 11 тысяч. Но в тех же “Ждановичах” аналогичный вариант можно без проблем найти за 8,5—9,5 тысячи. 

Примерно такая же ситуация и с другим некогда популярным направлением — немецким. Правда, здесь не все так однозначно. Дело в том, что в Германии разгорелись нешуточные страсти по “дизелям”. Для работающих на тяжелом топливе автомобилей вводятся все новые и новые ограничения. Дошло до того, что практичные немцы стали массово продавать по бросовым ценам, а то и просто сдавать в утиль дизельный транспорт. Который, как известно, белорусы очень любят за экономичность. Эксперты осторожничают, но тем не менее рекомендуют отслеживать ситуацию. Не исключено, что у немецкого направления откроется новое дыхание.

Пожалуй, реальнее всего из заграничных вариантов отыскать нужную подержанную машину в России. Отсутствие таможенной пошлины и ощутимо более низкие цены на авто на фоне просто огромного (по сравнению с нашим) рынка подержанных машин заставляют отправляться на восток многих белорусов. Правда, и там не обходится без неприятностей. Дело в том, что покупка автомобиля за рубежом — всегда лотерея. Мошенники не дремлют. Одна из последних афер — продажа так называемых залоговых машин. Если вкратце: россиянин покупает машину в кредит. И продает приезжему по очень привлекательной цене. У нас такая машина без проблем ставится на учет. А через некоторое время, не дождавшись платежей по кредиту, банк требует вернуть залоговое имущество. В результате можно остаться и без денег, и без авто.

На внутреннем рынке время от времени появляются весьма привлекательные на первый взгляд предложения. Нет-нет, да и мелькнет очень свежее авто по сказочно низкой стоимости. Из личного опыта. Год назад меня поиски достойного минивэна привели в гаражный кооператив. Продавец предоставил на выбор три абсолютно одинаковых по стоимости, внешним параметрам и техническим характеристикам Volkswagen Sharan. Поделился историей сверкающих, солидно-черных, сплошь тонированных “немцев”: авто несколько лет жестко эксплуатировались в крупной организации, а затем были самортизированы. От сделки я отказался: красивые внешне машины были с гигантскими пробегами.


По статистике, в прошлом году белорусы чаще всего искали подержанные автомобили в ценовом диапазоне 5—6 тысяч долларов. Основные требования к “бэушкам”, разумеется, живой кузов и условно беспроблемная техническая часть. А также перспектива не сильно потерять в деньгах при перепродаже через 1—2 года. Какие модели вписываются в заявленные требования?

Мы дозвонились в одну из крупных фирм, которая занимается прокатом автомобилей. В данный момент там в очередной раз обновляется автопарк. На продажу выставлены пять внешне красивых Scoda Octavia 2016 года выпуска. Цена привлекает — 12 тысяч долларов, тогда как на рынке идентичные экземпляры стоят по 14—15 тысяч. Но диагностика показала, что из пяти лотов лишь два могут считаться условно “живыми”, остальные предельно выработали свой ресурс, и чтобы их восстановить, придется основательно раскошелиться.

Подобным же образом — сбывая намного дешевле рыночной стоимости — обновляют свои автопарки многие организации. В топе — фирмы по прокату авто, каршеринговые сервисы, автошколы, службы такси. В подобных компаниях “общественные” машины стремительно вырабатывают свой ресурс. Найти в более или менее живом состоянии даже трехлетку — практически нереально, хотя предложение может выглядеть более чем заманчиво.
Когда пересядем на электрокары
Несколько лет назад в нашей стране стали массово появляться автохаусы. Впрочем, все новое — хорошо забытое старое. Торговые площадки современной формации — аналоги известных еще с советских времен комиссионных магазинов. Народу новый формат приглянулся. Сегодня “бэушку” в хорошем состоянии можно искать на этих специализированных площадках. Основной плюс автохауса в том, что там продаются “честные” авто — либо в хорошем состоянии, либо дешево, но абсолютно всегда чуть ниже рыночной стоимости. Правда, и здесь, как показала практика, без подводных камней не обходится. Еще долго будет слышаться эхо от деятельности печально известных автохаусов “АвтоКомпаниСевен”, “Автопапа”, “Авто-короб”, “Фрешмоторс” и других. Оказавшись банальными финансовыми пирамидами, они серьезно подмочили доверие клиентов к системе комиссионных автомагазинов в целом.

...О прогнозах. Опрос продавцов в “Ждановичах” обозначил на нынешний год такие тенденции. Особого подъема цен на подержанные машины вряд ли стоит ожидать. С учетом того, что сегодня наш “бэушный” рынок тесно связан с российским (ведь именно оттуда идет основной поток “свежей крови”), нужно ориентироваться на данные этой страны. А там прогнозируется скромный рост цен на 6—10 процентов.

СТАРОСТЬ НЕ В РАДОСТЬ

Эксперты популярного зарубежного проекта “Правильная цена” совместно с “Автостат Инфо” недавно провели исследования по остаточной стоимости машин. В выборке участвовали автомобили трехлетнего возраста. В итоге самым ликвидным авто малого класса в массовом сегменте был признан Renault Logan. Через 3 года эксплуатации он сохранил более 93 процентов первоначальной стоимости. В тройку лидеров также вошли Renault Sandero (89,4%) и Hyundai Solaris (86,2%). В гольф-классе особого внимания заслуживают Mazda 3 (“японка” подешевела примерно на 13%, Hyundai i30 (85,6%) и Hyundai Elantra (84,5%). Среди “середнячков” — опять Mazda, но уже 6-й модели (89,7%), а также Hyundai i40 (78,38%) и Lifan Solano (75,34%). Лидеры бизнес-класса — Skoda Superb (81,8%), Toyota Camry (78,45%) и Geely Emgrand (76,33%).

muravsky@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter