Спрос на безопасность

У каждой волны — механической, электромагнитной и той, что рождается в океане, — есть общее свойство. Рано или поздно волны теряют силу и затухают. Буря поднятых взрывом 11апреля чувств сильна, но и она неизбежно пойдет на спад. Увы, есть вероятность, что забудутся в рутине и те уроки, которые мы обязаны вынести из самого дикого преступления в истории страны...

У каждой волны — механической, электромагнитной и той, что рождается в океане, — есть общее свойство. Рано или поздно волны теряют силу и затухают. Буря поднятых взрывом 11апреля чувств сильна, но и она неизбежно пойдет на спад. Увы, есть вероятность, что забудутся в рутине и те уроки, которые мы обязаны вынести из самого дикого преступления в истории страны...


О том, что допустить этого нельзя, в недавнем Послании говорил Президент: «Спокойствие и стабильность в последние годы нас убаюкали. Мы недооценили новые угрозы, включая терроризм».


Мы — это не только власть, следователи и милиционеры. Мы — значит общество. По мнению Президента, взять на себя долю ответственности за обеспечение безопасности в своей организации должен каждый руководитель, будь то директор школы, главный врач больницы или владелец гипермаркета. И эта задача не кажется фантастической. От менеджеров и директоров не требуется пройти курсы антитеррора или завоевать краповый берет! Все, что надо сейчас, — пересмотреть систему ценностей и верно расставить акценты.


***


Безопасность — величина постоянная. А вот чувство опасности проходит быстро. Поделюсь личными наблюдениями. В первые дни после теракта я зашел пообедать в кафе в центре Минска. Не успел переступить порог, как был сразу же остановлен официантом. Вместо того чтобы любезно вручить меню, он потребовал открыть сумку. «Инструкции директора», — объяснили мне. На днях я снова был в том кафе, и никто моей персоне внимания не уделил. Инструкцию директор, выходит, отменил.


В торговом центре «Импульс», который и по будням, и в выходные кишит посетителями, в первые дни ежечасно транслировали по внутреннему радио рекомендации гражданам о необходимости быть бдительными. Сейчас периодичность выхода аудиороликов сократилась — до 4 раз за рабочий день.


Во многие вузовские общежития после 11 апреля перестали впускать чужаков, даже если за них ручались жильцы, а гости показывали паспорта. «Распоряжение коменданта», — извинялись вахтеры. Сейчас пропускной режим уже не так строг.


Пожалуй, все это говорит о том, что напряжение в обществе спало и мы — в первую очередь ответственные за безопасность на местах лица — снова готовы успокоиться. Еще вариант — руководители ждут конкретных команд и распоряжений, не желая брать инициативу на себя. Что весьма странно.


Первый заместитель начальника главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Иван Кубраков назвал мне две достаточно очевидные практические меры, которые прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик, в состоянии предпринять руководитель любой организации. Во–первых, если ее еще нет, установить «тревожную» кнопку. Во–вторых, смонтировать самую элементарную систему видеонаблюдения. Да, видеокамеры — это недешево, а из–за неопределенности на валютном рынке спецтехника за последний месяц значительно подорожала. Но в этом и заключается суровый урок взрыва: в нынешней системе ценностей безопасность — не то, на чем можно экономить.


***


В МВД не особо верят в ответственность руководителей, поэтому разработали и направили на согласование различным ведомствам законопроект, связанный с видеонаблюдением. В документе предлагается обязать хозяев любого строящегося здания — ресторана, бара, супермаркета и т.д. — сразу устанавливать систему камер: как снаружи, так и в помещении. По мнению И.Кубракова, руководитель, зная заранее, что придется потратиться на видео, сможет рассчитать свои финансовые возможности и где–то, возможно, ужаться. Готовы ли к этим и другим тратам на местах?


Начальник службы безопасности сети гипермаркетов ProStore Михаил Короткевич не скрывает:


— Раньше мы в первую очередь заботились об экономической безопасности магазинов. Сейчас приоритеты меняются. У нас установлена современная система видеонаблюдения, которая справляется со своими функциями. И все же решили дополнительно экипировать сотрудников ручными металлодетекторами. Пока, правда, в наличии их нет. Как объяснили сотрудники фирм, которые торгуют подобным оборудованием, сразу после теракта наблюдался всплеск продаж. Приборы на рынке только российские и американские, их немного.


Получить комментарий у других представителей «крупной» торговли оказалось делом трудновыполнимым, требующим церемонии с запросами на фирменных бланках. Хочется верить, что проволочки объяснимы нежеланием раскрывать секреты, а не тем, что сказать нечего.


Руководители из сферы здравоохранения о предпринятых мерах рассказывают охотнее.


— Разумеется, мы ужесточили пропускной режим, привлекли дополнительных сотрудников, готовы и к финансовым вложениям. Есть планы уже в скором времени обеспечить видеонаблюдением все корпуса больницы, — прокомментировал главврач 1–й ГКБ Николай Сердюченко.


О камерах как главном средстве безопасности, к слову, говорили абсолютно все мои собеседники. В одной из минских гимназий, например, сообщили, что сброситься на систему уже предложили родители учеников.


Что тут сказать? Беглый опрос показывает, что безопасность большинство руководителей пока воспринимают буквально — с точки зрения визуального контроля за потенциально людными местами. Повесил, дескать, камеру — и решил проблему. Тут бы не впасть в формализм.


Хотя, к примеру, на МТЗ мне рассказали, что, помимо традиционного «усиления» на проходных, руководство сразу же после взрыва приняло решение активизировать кадровую работу, подробнее изучать личности будущих работников, просмотреть дела тех, кто уже «в строю». Таким — комплексным, полноценным — и должен быть сегодня подход.


И вот тут возникает загвоздка: чтобы сделать защиту «объемной», не для галочки, все–таки требуются профессионалы.


***


Рассуждая о готовящемся законе по видеонаблюдению, главный редактор специализированного журнала «Технологии Безопасности» Сергей Драгун называет его нужным и прогрессивным, но вместе с тем заостряет внимание: отсутствие компетентных кадров может свести все полезные начинания на нет.


— К сожалению, сегодня люди, ответственные за безопасность в организациях — а это может быть сам руководитель, главный инженер или начальник службы охраны, — не обладают нужной квалификацией и знаниями. Фактически отсутствует понимание, для каких целей нужна та или иная система. А ведь рынок технических средств защиты достаточно сложный и глубокий, здесь нет места дилетантам. Вот и возникают периодически случаи, когда установленное дорогостоящее оборудование не работает или работает неправильно. Порой деньги, в том числе и государственные, просто выбрасывают на ветер.


По мнению экспертов, дыры и бреши в системах безопасности характерны практически для всех сфер — разве только в банковской ситуация более–менее стабильна. Практически нигде не рассматривают, например, информационную составляющую безопасности. А ведь виртуальная преступность, утечки данных, другие киберугрозы — это тоже новый вызов, на который рано или поздно придется отвечать и к которому мы пока абсолютно не готовы.


Достучаться до руководителей, пригласить их на обучающие семинары, по словам С.Драгуна, сейчас нереально. Пока менеджеров гораздо больше волнуют проблемы экономического характера. Изучать культуру безопасности с нуля они не намерены. Можно ли решить эту проблему без директивных команд сверху, большой вопрос.


Кстати


Современные системы видеонаблюдения могут включаться по расписанию или тревоге, от детектора движения или сигнализации другого типа. Большинство камер имеют чувствительность в пределах от 0,01 до 1 люкса, способны фиксировать события, вращаясь вокруг своей оси со скоростью до 450 градусов за секунду. Во многих моделях предусмотрен сверхточный поворот от 0,05 градуса в секунду, 35 — 40–кратное увеличение изображения благодаря специальному трансфокатору, отключаемый ИК–фильтр. На расстоянии более 150 метров система может передать четкое изображение даже очень мелкого объекта, например цифры на номерном знаке автомобиля. Для камер наблюдения внутри помещений и на хорошо освещенной территории достаточно стандартного разрешения — 380 — 420 телевизионных линий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter