Спрос есть. Дело за предложением

Совместная акция «СБ» и ассоциации «Белорусская федерация футбола»

Совместная акция «СБ» и ассоциации «Белорусская федерация футбола»


Доктрина о том, что реклама — двигатель торговли, известна давно. В этот же ряд рыночных аксиом можно добавить и еще одну: спрос рождает предложение. Одной из тем «круглого стола» «Наш футбол», который совместно организовали и провели ассоциация «Белорусская федерация футбола» и редакция нашей газеты (мы уже рассказывали о нем в номерах газеты за 20 и 22 ноября), стала как раз «предпринимательская». Понятно, что торговать в АБФФ собрались не колбасой и не стройматериалами. Продавать желают футбол. Взаимовыгодно. С пользой для всех. Спрос–то нынче благодаря удачному выступлению БАТЭ в Лиге чемпионов как никогда велик. Дело — за предложением.


С рекламой в нашем футболе дела обстоят, мягко говоря, неважно. «Футбол плохо рекламируется», «нет атрибутики», «нет конкурсов для болельщиков» — это всего лишь несколько поверхностных упреков, прозвучавших на «круглом столе». Ругали нынешнюю футбольную рекламу, а точнее сказать — ее отсутствие, все. Но первый камень в этот огород бросил сам председатель федерации.


Геннадий Невыглас, председатель ассоциации «Белорусская федерация футбола»: Что нужно сделать, чтобы привлечь болельщиков на стадион? Чтобы трибуны заполнялись не только на «Динамо», когда там играет «Реал» или «Ювентус», но и в Бресте, Витебске, Гродно на матчах чемпионата страны? Это вопросы не праздные. Без всякого преувеличения можно сказать, что нынешней осенью страна жила ожиданием очередных матчей, будь то игры национальной и молодежной сборных или БАТЭ. Вы сами видели, какой ажиотаж был с билетами. Это огромный плюс. С нами уже считаются в Европе, нас побаиваются ведущие клубы и сборные. Футболисты не дрожат перед авторитетами, ребята почувствовали вкус победы. Это создает благоприятный фон для дальнейшей работы. Нужно ухватить момент, проанализировать и понять, что нужно сделать, чтобы интерес к футболу продолжал расти. Предлагаю повести разговор о маркетинге, о продаже продукта «белорусский футбол», о бизнесе. Сегодня дела в этой сфере развиваются не лучшим образом. У нас огромный дефицит специалистов в рекламной отрасли. Такая проблема существует не только у федерации, но и у всех клубов. До сих пор проблемой остается возможность приобрести футболки с белорусской символикой, клубные майки с фамилиями игроков. К сожалению, наши специалисты по маркетингу инертны и неинициативны.


Виктор Гончаренко, главный тренер БАТЭ: Проблема действительно существует, и от нее не отмахнешься. После очередного домашнего поединка в Лиге чемпионов одна наша газета вышла с заголовком: «Пришли на «Ювентус», а попали на БАТЭ». Именно так мы сегодня и мыслим. Не говорим о своих футболистах, не рассказываем о Родионове, Кривце, Веремко, а смотрим на чужих звезд. И это одна из причин низкого интереса к поединкам внутреннего первенства. Футболистам, к слову, тоже очень тяжело перестроиться и после забитых под завязку стадионов в еврокубковых матчах выходить на игру против «Дариды», за которой следит сотня человек. О какой мотивации можно говорить?


Бернд Штанге, главный тренер сборной Беларуси: У нас хороший футбол, но его плохо продают. Финальный матч Кубка Беларуси между «Шахтером» и МТЗ–РИПО получился высочайшего уровня. Такой футбол и на «Уэмбли» не всегда увидишь, им можно восхищаться! А на «Динамо» пришло всего 8.000 зрителей. В прошедшем чемпионате было очень много хороших матчей. Дело в раскрутке, в нашем отношении к игре, а не в качестве футбола.


Владимир Новицкий, спортивный комментатор: Вечный спор о том, что было раньше, яйцо или курица, никогда не закончится. Вот и сейчас мы решаем, что от чего зависит: футболисты не играют, потому что не ходят зрители или наоборот. А может, мы вместе должны поработать над качеством футбола? К примеру, недавно я смотрел поединок немецкой бундеслиги, в котором «Вердер» принимал «Кельн». В перерыве на поле вынесли щит с тремя отверстиями для мяча и поставили его в ворота. Выходили болельщики, ветераны футбола и пытались забить гол. Кто–то попадал, кто–то нет, но все были довольны. У нас кто–нибудь пытается как–то простимулировать зрителей к походу на стадион? Почему не обратить внимание на другие виды спорта, не позаимствовать лучшее, прогрессивное оттуда? К примеру, в хоккее есть «Матч звезд», а в футболе мы определяем 22 лучших футболиста. Так пусть они и сыграют в таком матче! Или легионеры против белорусов, например. Второй момент. Наверняка московский Кубок РЖД не прибыльное предприятие, но турнир все равно проводят для болельщиков. Приезжает «Милан», «Реал»... Конечно, нам таких грандов не собрать, но пусть к нам приедут питерское «Динамо» Эдуарда Малофеева, «Каунас» Андрея Зыгмантовича, «Шериф» Леонида Кучука... Еще предложение. ФИФА и УЕФА проводят чемпионаты по «стандартным положениям» — звезды футбола соревнуются в исполнении штрафных ударов. А мы чем хуже? В Германии в межсезонье команды играют в хоккейных дворцах. Эти игры собирают по 10 тысяч болельщиков, чтобы посмотреть на своих кумиров. Думаю, подобный мини–футбольный турнир зимой имел бы большой успех и в наших реалиях.


Павел Якубович, главный редактор «СБ», руководитель комитета по работе со средствами массовой информации АБФФ: Все предложенное не так масштабно и дорого, чтобы казалось фантастическим. Все это можно сделать. Но есть и другой вопрос. Знаю, что известный резонанс вызвала история с поездками журналистов на выездные встречи. Журналисты обижаются, когда, взяв их в поездку, организаторы «в нагрузку» заставляют покупать экскурсионный тур. Странная, надо сказать, позиция, ведь это не курорт. Пресса на матчи ездит работать. И это тоже часть маркетинга.


Андрей Бобрицкий, директор туристической фирмы «АБФФ–Путешествие»: В этом году было много знаменательных футбольных событий, которые поставили перед нами высокие планки, новые задачи. Мы будем пытаться решить их в будущем. С билетной темой столкнулись неожиданно. И наше предприятие, и клуб БАТЭ оказались не готовы к такому небывалому ажиотажу. Что касается спекулянтов и перекупщиков, то тут я хотел бы передать пас представителям прессы, которые подогревали нездоровый интерес болельщиков.


Владимир Бережков, главный редактор газеты «Прессбол»: Как? «Нездоровый интерес»? Это как раз таки здоровый интерес и здоровый спрос.


Геннадий Невыглас: Мы должны быть довольны, что в Беларуси наконец–то появился продукт, на который есть спрос. На «Реал», к примеру, пришло 100 тысяч заявок! А стадион вмещает 30 тысяч зрителей. На всех билетов не хватило, остались недовольные. Но главное, что нам сейчас необходимо, — сделать так, чтобы этот небывалый интерес к футболу не упал. И мне кажется, что это в наших с вами силах.


(Окончание следует.)


Мнение со стороны


Геннадий Тумилович, выступал за бельгийский «Антверпен» в сезонах 2002/03: В Бельгии футбольный маркетинг на высочайшем уровне. По всему городу очень много клубных магазинов, в которых есть все — от значка до постельного белья с эмблемами клуба, куча кафешек, где можно выпить пива, посмотреть футбол, пообщаться. При этом стадион «Антверпена» всегда забит под завязку, все фанаты в клубных майках, шарфах. Если мы не умеем сами сделать такие простые вещи, не знаем, с какой стороны к ним подойти, то надо учиться у более прогрессивных футбольных держав.


Сергей Штанюк, в прошлом игрок английского «Сток–сити»: С английским футболом в плане маркетинга нельзя сравнить ни один другой чемпионат. Для англичан футбол не игра — это философия. Каждый болельщик считает обязательным для себя купить клубную майку или шарф. А клубы им в этом активно помогают, при каждом стадионе есть соответствующие магазины. Постоянно проводятся автограф–сессии, фотосессии. Раз в неделю мы неизменно встречались с фанатами, и это нисколько не напрягало, воспринималось как должное. Почему в Беларуси все по–другому? У нас молодой футбол, он только начинает расти. Рано или поздно и мы к этому придем.


Анна Глазкова, бывшая гимнастка, недавно окончившая Государственный университет управления в Москве по специальности «Менеджмент в игровых видах спорта»: Нужно профессионально готовить спортивных менеджеров, и если в Беларуси откроют хотя бы один такой профильный факультет, то это уже будет огромным шагом вперед. В Москве, например, нам читали курсы Фетисов и Роднина, а им, поверьте, есть что рассказать. Есть масса путей, чтобы сделать футбол более популярным и привлечь болельщиков на стадион. Начать нужно с самого простого, определить целевую аудиторию клуба. И от этого плясать. Можно сделать акцию: приди на все домашние матчи и получи приз — клубную майку, мяч, все что угодно. Или, к примеру, к сезонному абонементу прилагать бонус — поездку на международный матч или что–то из клубной атрибутики. Нашим специалистам неплохо бы обратить внимание на соседей, а потом примерить их шкуру на себя и посмотреть, подойдет нам этот путь или нет. Европейский опыт, к примеру, нам не совсем подходит. Майка «Барселоны» стоит 85 евро. Кто у нас купит футболку за такие деньги? Никто. Если будет стоить 5 — 10 тысяч, тогда вопрос другой. Надо пробовать, пытаться, экспериментировать, мыслить нестандартно...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter