«Справедливость – их ремесло»

С 1 ЯНВАРЯ 2012 года в Беларуси начнет работать единый орган предварительного расследования — Следственный комитет Республики Беларусь, создание которого специалисты и эксперты называют не иначе как прорывом в реформе правоохранительной системы. Уникальность и важность этой структуры подчеркнуты и кадровыми решениями главы государства, который недавно назначил руководителя, по сути, пока еще «бумажного» госоргана. Уверенной ли поступью шагнет в новый год новорожденный комитет, какой след он намерен оставить в правовой системе и жизни общества, от каких специалистов будет зависеть его репутация и имидж? Об этом в эксклюзивном интервью БЕЛТА рассказал председатель Следственного комитета Валерий ВАКУЛЬЧИК.

Валерий Вакульчик убежден: в Следственном комитете должны работать люди, которые ни на минуту не сомневаются в этом.

С 1 ЯНВАРЯ 2012 года в Беларуси начнет работать единый орган предварительного расследования — Следственный комитет Республики Беларусь, создание которого специалисты и эксперты называют не иначе как прорывом в реформе правоохранительной системы. Уникальность и важность этой структуры подчеркнуты и кадровыми решениями главы государства, который недавно назначил руководителя, по сути, пока еще «бумажного» госоргана. Уверенной ли поступью шагнет в новый год новорожденный комитет, какой след он намерен оставить в правовой системе и жизни общества, от каких специалистов будет зависеть его репутация и имидж? Об этом в эксклюзивном интервью БЕЛТА рассказал председатель Следственного комитета Валерий ВАКУЛЬЧИК.

— Валерий Павлович, сам факт образования Следственного комитета уже является беспрецедентным событием для белорусской правовой системы по многим причинам: сжатым срокам его создания, колоссальному объему работ, задачам, функциям и... ожиданиям. Как вы восприняли назначение на столь ответственную должность, которая не предполагает хождения по проторенным дорожкам?

— Назначение на должность председателя Следственного комитета было неожиданным. Свою кандидатуру в этом качестве я не рассматривал, хотя Оперативно-аналитический центр поддерживал идею о целесообразности создания единого органа предварительного расследования. Одна из задач ОАЦ — изучение и анализ проблем в разных сферах жизни государства и общества, подготовка предложений по их системному решению. Достаточно часто проблемы вытекают из упущений в законодательстве или, скажем, в структуре госорганов. Рассматривая ситуацию в правоохранительной сфере, мы увидели проблемы, которые не носят частного характера и не связаны с человеческим фактором, как может показаться на первый взгляд. К примеру, имели место факты, когда из-за ненадлежащего исполнения отдельными сотрудниками органов предварительного расследования должностных обязанностей суды привлекали к ответственности невиновных, или же, напротив, виновные в совершении преступления избегали уголовной ответственности. Как изменить ситуацию? По мнению коллектива ОАЦ, одним из вариантов повышения качества предварительного расследования и, соответственно, более полного воплощения в работе правоохранителей принципов справедливости и неотвратимости наказания станет создание Следственного комитета, который обеспечит независимость следователей, исключит их зависимость от «галочно-палочной системы».

— Многие увидели в белорусском Следственном комитете аналогии с американским ФБР, российским Следственным комитетом... Так «в угоду ли» или же «потому что» создается новый госорган?

— Однозначно не в угоду. Параллели со следственными органами зарубежных стран в некотором смысле оправданы. Мы изучали их опыт и намерены учитывать в своей работе их ошибки и достижения.

Отмечу, что идея создания в Беларуси единого органа предварительного расследования принадлежит главе государства, с этой инициативой он выступал и в первые годы президентства. Этот вопрос обсуждался, причем и цели ставились абсолютно такие же, как и сейчас, — обеспечение независимости следователя и объективности при расследовании уголовных дел вне зависимости от должностей тех лиц, в отношении которых они возбуждены. Однако тогда руководству страны, министерствам и ведомствам необходимо было решать более насущные проблемы, вызванные распадом СССР, и предложение о создании единого органа предварительного расследования осталось нереализованным.

Вторая попытка создать такой госорган была предпринята в начале 2000-х. Был создан Следственный комитет МВД, и он, в принципе, хорошо себя зарекомендовал. Но опять наступили на те же грабли — одержали верх ведомственные интересы. Проще говоря, руководители территориальных органов МВД захотели, чтобы следствие осталось в их подчинении.

Следующим шагом на пути создания можно считать прошедшее в августе 2009 года совещание по проекту закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросу усиления борьбы с преступностью». На нем глава государства вновь предложил изучить вопрос о целесообразности создания отдельного Следственного комитета.

— На какой стадии находится формирование Следственного комитета?

— Проведена очень большая работа. Самое главное — закладывается правовая основа деятельности будущего Следственного комитета. Практически завершена подготовка проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам образования Следственного комитета».

Изменения и дополнения предлагается внести в несколько десятков нормативных правовых актов, в том числе в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Нужно понимать, что есть много нормативных актов, которые не только регламентируют процессуальные вещи, но и саму жизнедеятельность различных ведомств. Следственный комитет — это новый государственный орган. В ближайшее время законопроект будет внесен в нижнюю палату парламента. Поскольку поправки кардинально не меняют действующее законодательство и носят скорее технический характер, я надеюсь, что парламентарии не станут затягивать с их принятием.

Есть также понимание, каким следственным потенциалом мы располагаем. В стране работают более 4 тысяч следователей. Конечно, если смотреть на нормы, то этих специалистов недостаточно, у них высокая нагрузка, но, с моей точки зрения, для выполнения стоящих перед Следственным комитетом задач такого количества достаточно.

— Почему не был разработан отдельный закон о Следственном комитете?

— Отдельный закон не нужен, ведь следствие как было, так и останется. Изменится форма, но принципиальных законодательных новшеств не будет, и в них нет необходимости. Например, нормы УПК предусматривают независимость следователя, самостоятельность принятия им решений по расследованию уголовных дел, чтобы никто не мог на него оказывать давление или влияние. Эти принципы прописаны в законодательстве. Другое дело, что не было эффективного механизма их исполнения. С этой точки зрения Следственный комитет — более совершенный механизм реализации данных законодательных положений.

Возвращаясь к предыдущему вопросу, отмечу, что в настоящее время прорабатываются вопросы по обеспечению Следственного комитета транспортом, есть четкое видение структуры Минского городского и областных управлений, районных подразделений комитета.

Идет работа по подбору кандидатов на должности заместителей председателя комитета, руководителей структурных подразделений. Также отмечу, что в настоящее время по поручению главы государства началась аттестация следственных работников МВД, Генпрокуратуры, ДФР КГК, после завершения которой эти специалисты перейдут в Следственный комитет.

— Вы не упомянули КГБ, в котором также работают следователи.

— Решением главы государства у КГБ останется только исключительная подследственность по расследованию уголовных дел, касающихся вопросов национальной безопасности.

— По каким критериям будут приниматься сотрудники в Следственный комитет? Будет проводиться отбор или же следователи из органов дознания попадут «автоматически» в штат комитета?

— Во-первых, по поручению главы государства проводится аттестация всех следственных работников МВД, Генпрокуратуры и ДФР КГК. Те, кто прошел аттестацию, будут приняты на работу в Следственный комитет. Возможно, что некоторые следователи не обладают достаточными профессиональными навыками или же не желают трудиться на этом поприще. Понимаю, что формально оснований для их увольнения не было. Но для того чтобы работать в Следственном комитете, нужны основания, это должны быть люди, которые, прежде всего, патриоты своей страны, профессионально грамотные, честные, способные по своим деловым и человеческим качествам решать поставленные перед комитетом задачи.

В то же время мы готовы рассматривать и кандидатуры специалистов, которые в настоящее время не работают по специальности, но имеют профильное образование и опыт. Еще один путь пополнения кадрового состава — выпускники Академии МВД, юридических факультетов вузов.

Мне бы хотелось сформировать команду единомышленников из людей, которые девизом своей жизни могут признать название детективных повестей украинского писателя Владимира Кашина «Справедливость — мое ремесло». Следователь пишет будущее человека, его судьбу, и он должен, с одной стороны, быть объективным и беспристрастным, с другой же — проницательным, способным видеть истину.

— На какой улице будет находиться центральный офис Следственного комитета?

— Пока не определились. Есть несколько вариантов. Глава государства также обращал внимание на этот вопрос, сам предложил несколько вариантов.

— Валерий Павлович, а не получится ли, как в известной басне: «А вы, друзья, как ни садитесь»... Возьмем, к примеру, районный отдел внутренних дел, где в одном здании вместе располагаются оперативные работники и следователи. Что изменится после 1 января? Новая запись в трудовых книжках дознавателей не помешает некоторым из них продолжить жить по принципу «рука руку моет» и не заставит быть объективными в расследовании...

— Убежден, создание Следственного комитета нельзя проводить резко, разрывая сложившиеся контакты. На самом деле хорошие профессиональные, а чаще и дружеские отношения играют и положительную роль. Трио раскрывает преступление и изобличает виновного — «оперативник-криминалист-следователь», а не каждый из них поодиночке. Если оперативник хорошо сработал, то следователю намного легче добраться до истины. Вопросы взаимодействия оперативных подразделений и следствия крайне важны, неспроста Президент обратил на них особое внимание в самом начале обсуждения возможности создания Следственного комитета. Назначая же меня на должность председателя, глава государства поставил задачу сблизить следствие с оперативно-техническими службами.

— Какие категории преступлений вы отнесете к приоритетным для Следственного комитета?

— Любое преступление затрагивает судьбы людей как со стороны потерпевших, так и со стороны подозреваемых, не говоря уже об осужденных. И не совсем правильно делить уголовные дела на приоритетные и менее значимые.

Следственный комитет начнет работу с 1 января 2012 года. В первое время обычные граждане не заметят изменений, но так оно и должно быть. Следствие — это специфическая сфера, оно должно непрерывно продолжаться независимо от названия госоргана.

В целом, подводя итог сказанному, хочу подчеркнуть, что весь положительный опыт будет сохранен, к нему добавятся результаты реализации богатого творческого потенциала, имеющегося у белорусских следователей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter