МАРТ намерен активнее применять инструменты антимонопольного регулирования на внутреннем рынке

Справедливая конкуренция в приоритете

Минская площадка для формирования алгоритма действий в части развития конкуренции на просторах Евразийского экономического союза в очередной раз доказывает свою эффективность. Накануне в Беларусь прибыли руководители госорганов и служб, в чьей компетенции находятся вопросы антимонопольного регулирования и развития справедливого доступа на рынки, из России, Армении, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, а также Евразийской экономической комиссии. Торжественный повод — 30-летие антимонопольного регулирования в Беларуси. Впрочем, не только для поздравлений прибыли гости, но и для обсуждения сложившейся ситуации на мировом рынке, обмена мнениями и поиска общих решений. Ведь сама жизнь подсказывает: необходима согласованная работа, плечом к плечу, чтобы обеспечить на евразийском пространстве справедливую конкуренцию. В конечном счете это даст экономически обоснованные цены и рост благосостояния общества. Какие предложения звучали во время международной конференции, узнала корреспондент «Р».

В Минске состоялась международная конференция, посвященная 30-летию антимонопольного регулирования в Беларуси.

В поиске баланса

Министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов не скрывает: в существующих условиях регуляторам порой необходимо применять жесткие методы ценового регулирования, предусматривающие некоторое ограничение действий поставщиков, производителей и ретейла в сочетании с антимонопольным, предполагающим наличие свободной конкуренции. 

— Принцип свободной конкуренции и ненарушения доминирующего положения на рынке, антимонопольных принципов работы — во главе в любом государстве. Но в сложные времена приходится применять более жесткие меры ценового регулирования. Они могут быть разные. В нашей стране мы их активно используем, но исходим из принципа, что это временно. Лучше экономическим способом ситуацию выправить, чем постоянно действующими ценовыми механизмами. Почему так? Любое ценовое регулирование имеет две стороны: с одной — мы ограничиваем цену здесь, а с другой — бьем по экономике производителя или импортера. Если неправильно выстроим ценовое регулирование, начнутся проблемы: либо отсутствие товаров, либо экономический крах производителя или предприятия, — пояснил министр. 


Он подчеркнул, что подходы в ценовом регулировании должны быть взвешенными. Самые успешные примеры — на узкую категорию социально значимых товаров и на самые популярные лекарства. Впрочем, в последнем случае рынок уже в ближайшее время ожидают изменения. Министр рассказал:

— До конца года перейдем на новый принцип регулирования цен на лекарственные препараты — метод референтного ценообразования. Этот принцип работает в России. Мы здесь должны очень взвешенно подойти к вопросу, потому как важно наличие товаров на полках, необходимых лекарств, и уже вторична цена. 

Экономических мер должно быть больше

При этом Алексей Богданов считает, что стоит расширять применение инструментов антимонопольного регулирования, то есть мер экономического воздействия. Они призваны устранить имеющиеся барьеры, предупредить недобросовестные действия и снизить цены. 

— В перспективе мы видим развитие следующих направлений. Во-первых, речь о совершенствовании законодательства в области госзакупок, переводе процедуры закупки из одного источника в электронный вид и введении запрета на участие в закупках аффилированных лиц. Это должно повысить прозрачность закупок и конкуренцию, позволить предупредить сговоры. Для исключения излишних и необоснованных требований к предметам закупок проводится работа по созданию каталога товаров. Туда будут включаться типовые требования к описанию видов товаров, работ и услуг, обязательных к исполнению заказчиками. Аналогичная платформа есть в России, мы решили разработать свою с учетом наших особенностей, — акцентировал глава МАРТ. 

Второе направление касается поиска решений для выхода из ситуации, когда ограничены поставки со стороны третьих стран. 

Вместе с тем имеется ряд товаров, поставки в страну которых могут быть решены путем введения механизма параллельного импорта. Это позволит прежде всего насытить рынок необходимыми товарами потребительского и промышленного значения. Соответствующий нормативный акт разработан и находится на согласовании в Правительстве, — ввел в курс дела Алексей Богданов. 

Третье направление касается совершенствования подходов по регулированию цифровых платформ. Благодаря ним взаимодействие между участниками различных рынков идет активнее, экономится время, оптимизируются затраты. К тому же такие рынки требуют пристального внимания в части антимонопольного регулирования и защиты прав потребителей. 

МАРТ намерен вернуться к референтному ценообразованию на лекарственные средства.

Одним из элементов развития цифровых рынков является развитие биржевой торговли, — обратил внимание Алексей Богданов. 

Он напомнил, что на Белорусской универсальной товарной бирже работает площадка «Импортозамещение»: 

— Она позволяет снивелировать санкционное давление, увеличить участие поставщиков из других стран, оперативно и с минимальными рисками найти аналоги импортных товаров, расширить круг покупателей, найти новые рынки сбыта экспортерам. Площадка открывает перспективы развития торговли между нашими странами. Мы видим это по увеличению количества заявок на покупку и продажу товаров, размещаемых российскими предприятиями. 

Все эти меры, по мнению министра, будут способствовать развитию конкуренции, обеспечению и защите интересов граждан, а также эффективному расходованию бюджетных средств. При этом МАРТ продолжит применять инструменты мягкого права: предупреждение и предостережение. Благодаря этому, в частности, сокращается количество антимонопольных расследований, а уровень доверия между регулятором и бизнесом растет. Вместе с тем в ведомстве предупредили: в скором времени подпишут соглашение между МАРТ, КГК и МВД, что позволит получать результаты контрольно-разыскной деятельности от госорганов. В дальнейшем это расширит доказательную базу регулятора. 

Время быть ближе друг к другу

Примечательно, что мягкое регулирование применяют и намерены в дальнейшем активнее применять и в Евразийской экономической комиссии. 

— Этот тренд — веление времени. Мы активно используем этот инструмент. Он применим ко всем товарным рынкам, но не во всех случаях — за исключением, например, картельных сговоров, — привел пример член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Арман Шаккалиев. — Мы выдали девять предупреждений — это профилактика недопустимого поведения, возможность вовремя остановить потенциальное нарушение, не прибегая к сложным административным процедурам. Мягкое регулирование показало свою эффективность в антимонопольной сфере, и мы намерены и в дальнейшем его активно применять, чтобы на трансграничных рынках присутствовала здоровая конкуренция. 


Также Арман Шаккалиев отметил: принятые в ЕАЭС принципы нацелены на максимальное использование рыночных инструментов. Сейчас, например, активно ведется работа по созданию равных условий участия предприятий из всех пяти стран в государственных закупках. Кроме того, унифицируются правила подтверждения происхождения товаров в пределах союза (они уже применяются по 7,8 тысячи товарных позиций от 68 производителей из Беларуси, Казахстана и России), что дает возможность производителям из ЕАЭС активнее участвовать в госзакупках и развивать конкуренцию. Внимание в странах «пятерки» уделят и развитию цифровых рынков, чтобы защитить потребителей. 

Очевидно: всем нужно действовать теснее. В подтверждение — новость: уже подготовлены единые правила конкуренции для развития взаимодействия между Беларусью и Россией как участников Союзного государства.

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter