Споткнулись о налоги

Как сделать так, чтобы в России было больше белорусских товаров. Власти Москвы и Беларуси на Третьей международной конференции, которая в конце апреля прошла в российской столице, обсудили торгово-экономическое сотрудничество и пришли к выводу: причиной спада товарооборота в последний год стали сложности со взиманием налогов. Если быть точнее — речь идет об НДС, налоге на добавленную стоимость.

То, что белорусские товары пользуются в России большим спросом, сомнений не вызывает. Потребителей устраивает высокое качество и приемлемая цена белорусских производителей. Если речь идет о продуктах питания, то потребитель получает еще и гарантии их экологической безопасности. Примерно 35 процентов всего товарооборота между нашими странами приходится на Москву. Она с удовольствием закупает в Беларуси молочную продукцию, яйца, сахар, мясо, мороженое, изделия из железа и стали, полимерные материалы, пластмассы, грузовые автомобили, трактора, одежду. “Рекордным стал 2004 год, — подчеркнул Алексей Александров, председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, — товарообмен достиг 6,1 миллиарда долларов. По разным причинам в 2005 году нам не удалось вновь добиться рекордного показателя. Более того, эта цифра сократилась наполовину”. Почему? Что за “разные причины”? Им, собственно говоря, и была посвящена большая часть конференции.
Покупатель платит дважды
По мнению Валерия Садохо, советника-посланника посольства Республики Беларусь в Российской Федерации главной причиной снижения товарооборота стали изменения процедуры взимания НДС. Как только в 2005 году в России появились налоговые новшества, которые в целом соответствуют мировой практике — товарооборот между Россией и Беларусью упал, так как процесс уплаты налогов стал напрямую зависеть от того, когда импортер получит товар. Из-за фактического отсутствия границ проконтролировать движение товаров, которые следуют из Беларуси в Россию и обратно, можно лишь тогда, когда импортер сам сообщит: “Все получено!” А уж когда он это сделает...
Допустим, белорусское предприятие отгрузило в Россию товар, заплатило за него налог. Обратно оно получит налог только тогда, когда придет уведомление о том, что на территории России с этого товара тоже уплачен НДС. Если бы все это происходило в короткий срок, то сложностей не было бы. Но процедура затягивается, как минимум, на два месяца. Валерий Садохо пояснил: “По российским инструкциям, на товар, который ввезен, к примеру, в октябре, минимум до декабря россиянин-импортер будет иметь две суммы уплаченного налога на добавленную стоимость, одну — при ввозе, другую — при реализации в России, что снижает ценовую привлекательность белорусского товара и делает работу импортера экономически невыгодной. В Беларуси суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров из России, подлежат вычету в месяце уплаты в бюджет Беларуси. Есть и другие моменты — сложности администрирования в территориальных управлениях и инспекциях ФНС России, что приводит к нарушению сроков, которые оговорены белорусско-российским соглашением и российским законодательством. По-разному на местах трактуется порядок зачета налога, который возмещается по “нулевой” ставке, а если налогоплательщики пытаются урегулировать такие споры в судах, решения, как правило, принимаются не в их пользу”.
Бывает, что при экспорте товаров в Россию налоговики необоснованно требуют документы, доказывающие белорусское происхождение товара, не делают нужных отметок в документах, когда импортеры, перестраховываясь, увеличивают сумму сделки, включая туда транспортные расходы. В итоге, чтобы получить в России возмещение НДС белорусским производителям приходится ждать по полгода, а то и год.
Новые правила больно ударили в первую очередь по мелким фирмам и производителям с небольшими объемами производства. Они-то и оказались вытесненными с российско-белорусского рынка.
Трикотаж
по-прежнему в цене
Среди приглашенных на конференцию — представители предприятий Брестской области, которые продемонстрировали свою продукцию. Возле стенда с трикотажем пинского “Полесья” — оживление. Цены приятно радуют, да и сшито все на совесть, подошел бы размер.
Рядом с трикотажем — продукция художественных мастерских, в том числе из Хойников: изделия из соломки, куклы в традиционных белорусских костюмах, вышитые рушники, рубашки. Следом — витрина пинского завода “Камертон”, на ней — всевозможные электронные часы. Рядом — завод “Элкис”. Это предприятие особое, на нем работают слабовидящие люди, делают, в общем-то, ту же электротехническую продукцию, что и на уцелевших российских предприятиях ВОЗ (Всероссийское общество слепых) — выключатели, розетки. Но в отличие от российских производителей “Элкис” получает заказы стабильно и даже увеличил количество рабочих мест.
В буфете рядом со мной присела молодая элегантно одетая женщина. Разговорились. Оказалось, что она представляет завод “Пинема”, который производит нетканые материалы для таких крупных российских компаний как “Газпром”, “Лукойл”, “Российские железные дороги”. Я заметила: “Имея таких заказчиков, вам, наверное, можно не волноваться о сбыте?” “Что вы! В России у нас много конкурентов! Удержаться можно только низкой ценой, а из-за сложностей с НДС нам это стало очень трудно. Приходится закладывать эти 18 процентов в стоимость продукции, месяцами ждать возврата. В таких условиях работать с Россией могут только те предприятия, где есть большие оборотные средства. Мелкие фирмы уходят от сотрудничества. Хотя потребность в их продукции есть, а им нужен рынок сбыта”.
Так что и производители, и представители власти и в России, и в Беларуси едины — из-за разногласий в налоговом законодательстве наших государств для ведения успешной торговли необходимо принятие совместного документа, который четко регулировал бы процедуру взимания НДС — ее надо упростить и предъявлять к документам, связанным с ней, единые требования. А в соответствующие государственные документы, чтобы избежать разночтений, внести поправки и ссылки на новый документ. Только в этом случае в России по-прежнему будет изобилие белорусских товаров.
О результатах конференции белорусская и российская стороны подготовят письма в министерства финансов своих государств, где выскажут конкретные предложения по налоговым изменениям.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter