Способности разные. Возможности — равные

Могилевские педагоги ставят на ноги детей с особенностями психофизического развития
Могилевские педагоги ставят на ноги детей с особенностями психофизического развития

...Первоклашку Сашеньку педагоги сразу окрестили «Маугли». 6–летняя девочка не знала, к примеру, как называются предметы (корову называла «му–му», курицу «цып–цып»), не умела держать в руке карандаш, читать по слогам. Первые несколько месяцев к ребенку (малышка жила в деревне у бабушки) никто из одноклассников даже не подходил. Дескать, о чем с ней можно разговаривать? Сейчас Сашеньке 10 лет, она неплохо читает, рисует, у нее появились друзья, и частенько именно бывшая «Маугли» становится инициатором многих детских забав...

Таких, как Саша, в могилевской СШ N 35 — двадцать. Здесь созданы четыре класса интегрированного обучения, в которых обычные дети занимаются вместе с ребятами, имеющими психофизические особенности.

«Впервые трудные в обучении мальчики и девочки появились в нашей школе в 2000 году, — рассказывает заместитель директора школы по учебно–воспитательной работе Людмила Москалевич. — Конечно, поначалу родители воспринимали эксперимент настороженно. Одним казалось, что их ребенок что–то недополучит, поскольку педагоги будут постоянно отвлекаться на слабых учеников, родители которых, в свою очередь, переживали, не станет ли их чадо предметом насмешек. Но сегодня все понимают: польза от такого обучения очевидна. Дети с особенностями психофизического развития тянутся к уровню сверстников. А их одноклассники учатся доброте, позитивному восприятию разных людей».

С трудными детишками, кроме классного руководителя, занимаются дефектолог, психолог, социальный педагог, логопед. Подход у каждого учителя свой. К примеру, Елена Петрович, чтобы сблизить детей, в своем 4 «В» регулярно проводит дни именинника и минутки информирования. Когда у ребенка день рождения, все одноклассники дарят ему самодельные сувениры, поздравляют. На минутке информирования ученики делятся свежими новостями. Не важно, какими, главное, что они знают: право голоса есть у каждого. К тому же именно в процессе игры слабым ребятишкам проще научиться правильно формулировать мысли и строить предложения.

Чтобы узнать, как относятся сверстники к своим необычным одноклассникам, не чувствуют ли «особенные» себя ущемленными, в школе провели социологический опрос. Психолог Тамара Годунова уверяет, что результаты обрадовали: «Детьми с трудностями в обучении одноклассники не пренебрегают, не считают их изгоями, называют друзьями, а некоторых даже лидерами». Это важно, ведь ребята с особенностями психофизического развития, чувствуя доброе к себе отношение, действительно меняются, становятся более открытыми, дружелюбными, общительными. И в итоге избавляются от своих проблем. К примеру, девочка, которая в первом классе не умела правильно произносить 21 звук, и мальчик, который читал по слогам и тут же забывал прочитанное, сегодня прекрасно пересказывают довольно объемные тексты.

Помимо уроков, необычные ученики посещают спортивные секции, кружок по развитию речи, танцуют. А еще — работают на компьютере.

«Если раньше мои дети, открыв книгу, могли пять минут искать в ней нужную картинку, то теперь находят ее мгновенно, — радуется классный руководитель 2 «Г» Людмила Кузьмина. — В компьютерном классе они занимаются раз в неделю, выполняют упражнения на развитие воображения, восприятия, логического мышления, сообразительности. Большинство ребят довольно аккуратно и быстро разукрашивают рисунок на компьютере, работая «мышкой», хотя всего несколько месяцев назад многие не умели рисовать на бумаге обычным карандашом! С помощью компьютера они учатся корректировать свои движения».

«Появление классов интегрированного обучения (только в Могилеве их сегодня 78, в них занимаются около 300 детей. — О.К.) свидетельствует о том, что общество стало более гуманным и демократичным, — считают в школе. — Необучаемых детей нет. Если наставник любит свою работу, приходит в класс с добром и улыбкой, все обязательно получится».

Кстати

В общеобразовательных школах действуют 5.113 классов интегрированного обучения и 250 специальных классов, где учатся почти 13 тысяч детей (53 процента) с особенностями психофизического развития. Интегрированное обучение и воспитание начало развиваться в Беларуси с 1995 года.

Справка «СБ»

Шесть лет назад термин «необучаемые дети» был официально отменен. В стране открылось 146 центров коррекционно–развивающего обучения и реабилитации. Здесь занимаются более 2 тысяч детей с тяжелыми нарушениями физического и психического развития, которые раньше постоянно находились дома. Считалось, что дети с синдромом Дауна или тяжелыми интеллектуальными нарушениями не способны ничего усвоить. Сегодня же они могут общаться со сверстниками, их обучают по специальной программе развития и социальной адаптации.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter