Способность к устрашению

О покушении на президента Афганистана

Президент Афганистана Хамид Карзай, ряд членов кабинета министров, а также несколько иностранных дипломатов, в том числе послы США и Великобритании, были обстреляны из пулеметов и гранатометов во время парада, посвященного национальному празднику страны.


Мероприятие, призванное демонстрировать достижения мирной жизни, показало прямо противоположную картину. Боевики сумели беспрепятственно проникнуть на парад и разместиться с полным боекомплектом прямо напротив гостевой ложи... Держа на мушке весь высший состав страны, а также дипломатический корпус Запада, талибы, однако, не стали стрелять прицельно, хотя и могли... Представитель талибов заявил, что целью нападавших было не убийство Карзая, а демонстрация способности организовать теракт когда и где угодно...


Что ж, это им удалось. Картинка с парада, где высшие чины в расшитых золотом мундирах в панике разбегаются с трибун и падают лицом прямо в дорожную пыль, послужила отличным пропагандистским роликом для «Талибана», показавшим, кто в этой стране хозяин. Кстати, солдат афганской армии получает 25 долларов в месяц, а талибы платят своим боевикам столько же за день. Маковая столица Афганистана Сангиния служит главным источником финансирования, с которым не сравнятся никакие дотации Запада... Сегодня 36 тысяч военнослужащих западных стран, расквартированных в этой стране, ищут выход. В прямом смысле слова...


«Я не позволю НАТО соскочить с крючка в Афганистане», — заявил министр обороны Р.Гейтс, выступая на слушаниях в комитете по делам вооруженных сил палаты представителей конгресса США. Острые высказывания главы Пентагона, однако, мало помогают делу, скорее, они лишь усиливают отчуждение партнеров по Атлантическому блоку. Показательно, что ФРГ отклонила просьбу США направить часть войск бундесвера, дислоцированных на севере Афганистана, в южные провинции, где идут боевые действия. Министр обороны Ф.–Й.Юнг твердо заявил, что контингент ФРГ из 3.240 военнослужащих останется там, где он размещен, в соответствии с мандатом бундестага. Мандат предусматривает, что войска Германии в Афганистане могут участвовать только в миротворческой операции и будут находиться на севере — в Кундузе, а также в Кабуле. Американцы же считают, что ФРГ, располагая 250–тысячными вооруженными силами и самой мощной в Европе экономикой (ВВП Германии в 2007 году превысил 3,2 триллиона долларов), могла бы делать в Афганистане значительно больше. Тот же Гейтс охарактеризовал программу НАТО по подготовке афганских полицейских, за которую отвечает как раз Германия, как «вызывающую разочарование».


У политиков в европейских странах НАТО наблюдается склонность к тому, чтобы постепенно сокращать вовлеченность в афганскую миссию и по возможности не нести связанных с ней новых обременительных расходов. Даже у командования самой лояльной США британской армии, по свидетельству лондонского журнала «Экономист», если раньше и была надежда на то, что после фиаско непопулярной войны в Ираке войска Британии сконцентрируются на «правильной» афганской операции, теперь есть осознание того, что афганская экспедиция может оказаться еще более тяжелой и способна «удвоить чувство поражения».


Кое–какое рвение осталось разве что у Польши, решившей направить в Афганистан еще 400 своих солдат в дополнение к уже имеющимся 1.200 — и то лишь в контексте вывода всех своих сил (900 человек) из Ирака. Да еще Франция заявила о намерении дополнительно направить один батальон (700 человек) на восток страны и довести тем самым численность своих войск в Афганистане до 2.300 военнослужащих.


В сложившихся условиях для альянса фактически речь может идти лишь о том, чтобы «не потерять лицо», избежать полной дискредитации в ходе своей афганской экспедиции. Не случайно в американском журнале консервативного толка The National Interest появилась статья под симптоматичным заголовком «Колокол звонит по НАТО». Авторы И.Бет–Эл и Р.Смит предупреждают, что миссия в Афганистане может обернуться для Атлантического альянса «похоронным звоном» при сохранении сегодняшнего курса. «Если нынешний сценарий будет продолжен, НАТО не сможет добиться успеха в Афганистане и, следовательно, не сможет преуспеть нигде — это ясная и действительная угроза», — считают эти аналитики. Они резонно полагают, что альянс потерял способность к «устрашению», благодаря которой он выжил в «холодной войне». Даже разрозненные отряды талибов не боятся натовских сил, а значит, и другие, более грозные оппоненты не будут «устрашены» Атлантическим блоком.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter