Александр Подобед - об искусстве владения словом и особенностях Купаловского театра

Способность к рождению мысли

Как относиться к актеру, который в свободное от театра время читает курс риторики важным чиновникам? Уникальный случай. Сейчас иногда риторику определяют как напыщенное пустословие. С античных времен это был избранный отбор слов, выражений и сочетаний, которыми можно покорить и завоевать слушателя. Вполне театральная задача, только очень высокого уровня. Для умных. В наше время риторика стала учебной дисциплиной для руководителей высокого ранга. Из театральных людей этот предмет умел и умеет преподавать только один актер — купаловец Александр Подобед, заслуженный артист Беларуси.

В спектакле «Юбилей ювелира» (2017 г.).

Риторика для чиновников


Несколько лет назад Александр Станиславович читал лекции и вел практические занятия по риторике в Академии управления при Президенте. Сейчас на высоких постах много его учеников.

Все началось с изучения культуры речи и чтения книг по теме. Задумался о том, каким должен быть современный оратор. Естественно, не таким, как в античные времена. Там артист и оратор мало чем отличались друг от друга. Сегодня актер не может быть оратором. Это будет означать, что он плохой артист. Хорошим оратором обязан быть человек, который пришел в политику или на крупное предприятие.

Так купаловец Подобед пересмотрел дисциплину «Сценическая речь» и начал обучать будущих управленцев искусству владения словом. Даже написал учебное пособие «Практическая риторика», которое было издано в 2001 году. На следующий год появилась еще одна книжка — «Этика деловых отношений» — в издательстве БГУ. Туда уникального артиста тоже пригласили на преподавательскую работу. Следующим был Институт современных знаний.

Все началось с хороших учителей


Он родился в Минске в интеллигентной семье. Учился в отличной школе. Отец был крупным управленцем. В доме любили книги, умные разговоры и театр. Школьником Подобед пошел в студию при Дворце железнодорожников, потом в студию при театре имени Янки Купалы. Высокого, пластичного юношу любили педагоги. Путь его лежал в театральный институт.

Студент Подобед даже получил Всесоюзную серебряную медаль за разработку роли Федора Протасова для спектакля «Живой труп». Тогда уровень театральной подготовки был очень высоким. В Минск приезжали учиться на артиста из других республик.

Спектакль «Валенсианские сумасшедшие». Беларда — А. Подобед, Мордач — А. Владомирский (1983 г.).


Там, в институте, произошло еще одно важное событие. Второкурсник Подобед увидел свою Люсю, которая училась на художника. Влюбился. Позже они поженились и вот почти полвека в счастливом браке.

Естественно, после окончания института в 1972 году Подобед оказался в театре имени Янки Купалы.

Что-то пошло не так


Та свобода творчества и загруженность ролями, которыми наслаждался в школе и институте, куда-то исчезла в театре. Актерская профессия зависимая. Выберут тебя или не выберут. В молодые годы Подобеда в Купаловском театре работало очень сильное актерское поколение, которому доставались все лучшие роли. Молодежь была на подхвате. Александра Подобеда в лучшем случае назначали дублером.

Я перелистываю программки спектаклей того времени и редко нахожу его фамилию. Даже в массовках он не изображал селян, ангелов, маски, эльфов. Не был слугой и только один раз камердинером. Не попадал в типичные типажи. Считали, что Подобед — артист для ролей аристократов, философов, гениев.

В «Сымоне-музыке» у него эпизодическая роль Пана. Он стоит перед огромным стилизованным роялем, на котором сыграет для Сымона чудесную мелодию и заставит главного героя мечтать о музыке. Пан в черном фраке, холодный, недоступный. Явление из другого мира.

В шекспировской «Буре» Подобед получил большую роль Ариэля.

В спектакле «Маэстро» он музыкант-альтист по фамилии Кирпич. Тоже эпизод, но какой яркий!

Наконец стали попадаться крупные роли: Соляник («Рядовые»), Валька («Шрамы»), Юрка («Характеры»), Чепурной («Дети солнца»), Тони («Стеклянный зверинец»).

Человек невероятной активности, он, конечно же, не мог сидеть без дела. В дружеской компании ему дали кличку Электровеник, что означало — Подобед делает все быстро и чисто. Так начался у артиста долгий роман с педагогикой, радио, телевидением и кино.

Наконец-то


Пока в театре не удавалось покопаться в тонкостях человеческой натуры, в себе, в духовных устремлениях современника, подоспела работа на сериальных полянах. Сегодня на его счету около 80 крупных работ. Среди них генерал Власов, полковники, оперативники, кагэбэшники, следователи, опальные руководители. Чего стоят яркие роли мудрых и опытных людей, которые прошли трудную школу жизни, в сериалах «Майор Ветров», «Последний бой майора Пугачева», «Королева красоты»! Странно, что артист почти не снимался на «Беларусьфильме», зато полюбился кинематографистам Москвы и Санкт-Петербурга.

В спектакле «Дети солнца». А. Подобед вместе с А. Миловановым (1987 г.).

В 2002 году Александр Станиславович совершил своеобразный бросок и в театре. Использовав финансовые возможности детей, он предложил театру первый продюсерский проект — совместную продукцию купаловцев и торговой марки «Серж», поддержанный посольством Японии в Беларуси. Спектакль «Дом, где спят красавицы» — первая попытка на белорусской сцене создать настоящее японское произведение. Действующими лицами пьесы являются известный японский романист Ясунари Кавабата, японка — содержательница странного заведения и… чайный церемониал «тядо». Встреча за чаем для японцев — встреча чувств, загадочные разговоры о любви и одиночестве.

В 2005 году артист перенес тяжелый инфаркт и думал, что не вернется на сцену. Но через два года сыграл Янку Купалу. Великого белорусского поэта на последнем году жизни. Был на него внешне очень похож.

Были в творчестве актера смешной мужик в «Пинской шляхте», чеховский доктор Дорн. Фигуры очень разные, не слишком яркие и запоминающиеся, потому имя Александра Подобеда редко фигурировало в перечислении звездных имен. Еще одна причина — он не типаж национальной сцены. Высокий, худой, сдержанный, всегда стильно одетый, с обликом рафинированного интеллигента. Подобед словно был рожден для особых ролей классического репертуара. Тонкий мастер психологических разработок был очень убедителен в заглавной роли «Детей Ванюшина».

О национальном


В сегодняшнем репертуаре Подобеда 12 спектаклей. Он плотно занят. Любимой работой остается один из лучших спектаклей Национального академического театра имени Янки Купалы «Вечер». Он не сходит с театральной сцены более тридцати лет.

В центре сюжета — жизнь трех стариков в заброшенной деревне. У Ганны война отняла мужа и троих детей, еще один сын угодил в тюрьму. От сварливого Никиты-Гастрита дети сбежали в город. А трудолюбивому Василю-Мультику изредка пишет единственный сын Григорий.

Режиссер Валерий Раевский называл свой «Вечер» реквиемом. Он был прав. «Вечер» — реквием по уходящим людям. Все три героя — главные. Но играть Никиту по кличке Гастрит труднее всего. В театре эту роль исполняли очень разные артисты. Классическим считали Геннадия Гарбука. Подобед играет совсем по-другому. Он проигнорировал кличку Гастрит и показал не вредного болезненного старика, а обозленного неудачника. Никите не везет во всем, но по сути своей человек он хороший. Василь — язычник. Ганна — православная. У Никиты нет веры, пока не поймет, что надо верить в перевес добра над злом.

Мы поговорили с артистом об особенностях национального театра, в котором он работает всю жизнь. Вот его размышления:

— Прежде всего, такой театр, как Купаловский, надо держать на полном государственном обеспечении и не думать о кассе, зарабатывании денег. В стране существует хорошая белорусская классическая и современная литература. Качественная, без поддавков. Ее надо показывать на сцене. Свое надо любить, потому что энергия идет от корней. Корни следует щедро удобрять. Тогда и растение будет красивым, здоровым, пышным. В нашей культуре вечным остается «Вечер». По-хорошему, зритель нашего театра ждет такое же точное «Утро» и «День».

Фото предоставлены Национальным академическим театром имени Янки Купалы
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter