Спорт за школьной партой

Как живется минской «кузнице чемпионов»
Как живется минской «кузнице чемпионов»

Чемпионы не появляются сами по себе. Для того чтобы взойти на пьедестал, им приходится проделать долгий и трудный путь, а потому очень многое зависит от того, кто в это время оказывается рядом. Впрочем, если юный спортсмен учится в минской школе N 47, то ему, можно сказать, крупно повезло. За последние два десятка лет из ее стен вышли десятки мастеров спорта, пятеро выпускников представляли нашу страну на Олимпийских играх.

— «Спортивный уклон» появился в 1976 году, когда неподалеку от нас открылся бассейн «Волна» — рассказывает директор Людмила СКОРОБОГАТОВА. — И с тех пор аналога подобному до сих пор в Минске нет.

Особый статус школы чувствуется во всем. Начиная от обилия разного рода спортсооружений вокруг и заканчивая учебной программой. В соответствии с ней посещение бассейна обязательно для всех учеников, а больше половины старших классов — спортивные, с соответствующим распорядком и организацией учебно–тренировочного процесса. В них попадают лишь те, кто прошел жесткий тренерский отбор и получил одобрение своих родителей. С этого момента они под руководством специалистов начинают целенаправленно работать на будущий результат. Поблажек нет. В старших классах первая тренировка в бассейне начинается уже в 7 утра, а ведь многие юные спортсмены вынуждены приезжать на нее из самых отдаленных микрорайонов города! И так каждый день, без каникул, с единственным выходным в воскресенье! Добавьте сюда еще и сборы... Не каждый взрослый выдержит такой график.

— Мы — спортивная школа, и уже с 6–го класса наши дети имеют представление о реалиях жизни спортсмена–профессионала, осознанно готовятся к ней, — объясняет Людмила Петровна. — Говорите, чрезмерные нагрузки? На самом деле все не так страшно, как может показаться, зато в 8–м классе дети проплывают за тренировку более 10 километров и готовятся к выполнению норматива кандидата в мастера спорта!

Жизнь на площадках вокруг школы и в местном бассейне не останавливается весь день, невольно наводя на мысль: а учиться–то когда? Ведь это хоть и спортивная, но все же школа, а потому вопрос, как же такой распорядок сказывается на учебе, отнюдь не праздный.

«Конечно, сказывается, — хитро улыбается 11–классница Евгения Сергеевич. — Ведь мне, как и всем спортсменам, постоянно приходится выезжать на сборы, много времени уделять тренировкам. Но здесь учиться стало гораздо легче, чем в обычной школе. Прежде учителя постоянно ругали меня за увлечение спортом, нередко даже ставили вопрос ребром: или тренировки, или учеба. Здесь все по–другому: всегда поймут, помогут, если пришлось что–то пропустить. Да я и сама постоянно беру на сборы учебники и стараюсь, чтобы «подтягивать» меня приходилось как можно реже. Зато на соревнованиях за меня болеет весь класс!»

— У нас все просчитано до мелочей, — окончательно рассеивает сомнения Людмила Скоробогатова. — Дети приходят в школу, учатся два урока и идут на тренировку. Потом еще три урока и вторая тренировка. В прежние времена, когда спорт еще не подразумевал настолько интенсивную подготовку, в спортивные классы набирали исключительно отличников.

Сейчас ситуация с набором немного изменилась. Современный профессиональный спорт требует полной самоотдачи и растворения в нем. Поэтому, по признанию учителей, случаи, когда во время каких–либо соревнований на уроках сидит по 5 — 6 человек, не так уж и редки. Однако ребятам удается быстро ликвидировать пробелы в знаниях. К слову, занявшая второе место на чемпионате Европы по подводному плаванию Маша Боковец закончила 47–ю минскую школу с серебряной медалью!

Впрочем, далеко не все юные пловцы в конечном счете вырастают в чемпионов. Дети взрослеют, и далеко не всегда их физиология оказывается подходящей для плавания. А ведь всю сознательную жизнь, временами, может быть, даже в ущерб учебе, они провели в бассейне. Как же быть тем, кому так и не удается стать профессиональным пловцом?

— Специально для таких детей в 2003 году мы подписали соглашение с Белорусским государственным университетом физической культуры, и теперь учащиеся специального 10–го лицейского класса ездят на занятия в университет, — рассказывает Людмила Петровна. — Там они проходят спецкурсы по психологии, экономике, массажу... Естественно, при поступлении они имеют определенные преимущества. Впрочем, и на спортивных успехах лицеистов никто не собирается ставить крест. Например, серебряный призер чемпионата Беларуси Юлия Борткевич сама отказалась переходить в РУОР, и сегодня она ученица лицейского класса.

По признанию самой Юли, именно 47–й школе она во многом благодарна за свои сегодняшние достижения. «Меня сюда «за компанию» с братом взяли: раньше я числилась в неперспективных, — вспоминает Юля. — Но здесь результаты заметно улучшились, и я ничуть не жалею, что тогда решилась не переход». Среди выпускников непрофильных классов числится и участник недавней Олимпиады в Афинах Егор Солобутов. Кстати, его тренер — Евгений Манзик — сейчас тренирует еще одну «звездочку» — Снежану Автухович, которую в будущем, по оценкам специалистов, ждет большой успех. В 7-м классе она выполнила норматив кандидата в мастера спорта и сейчас всерьез претендует на место в национальной сборной.

Вместо «тихой заводи» для бывших спортсменов лицейские классы превратились в настоящую кузницу кадров для многих видов спорта. Кто–то, как чемпион страны среди юношей Артур Ясюкевич, идет в греблю, кто–то, как занявший пятое место в олимпийских Афинах Дмитрий Мелях, уходит в пятиборье.

— Этот список можно продолжать до бесконечности, —говорит Людмила Скоробогатова. — Стас Драгун играет в юношеской сборной по футболу, Сергей Рыльков выступает за аналогичную хоккейную команду... Недавно к ним добавились еще и наездники. Например, Катя Варченя. Запомните это имя: начиная с осени она не проиграла ни одного международного турнира, и я просто уверена, что это будущая звезда белорусского конного спорта... Да что там говорить, если даже Наташа Зверева, некогда одна из лучших теннисисток мира, также заканчивала именно нашу школу!

Впрочем, есть в школе и неспортивные классы. Однако таковыми они являются лишь формально, ибо, глядя на своих «спортивных» сверстников, остальные ребята, да и сами учителя стараются не отставать. Недаром ведь на всех районных соревнованиях именно 47–я непременно оказывается в числе победителей! Людмила Петровна еще долго рассказывала о своей школе и успехах своих подопечных, показывая их фотографии и награды, вспоминая подробности из школьно–спортивной жизни. За окнами тем временем «будущее белорусского спорта» с азартом гоняло мяч по заснеженному полю и бороздило свежезалитый (в четвертый раз за зиму) каток. И невольно подумалось: неужели среди них сейчас бегают и те, кому через какой–то десяток лет предстоит покорить олимпийский пьедестал? И кто знает, скольких чемпионов мы потеряли из–за того, что в детстве они были вынуждены делать выбор между спортом и школьной партой...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter