Спорт высоких технологий

Нужны ли школе эксперименты с уроками физкультуры?

Нужны ли школе эксперименты с уроками физкультуры?

Кроме своих привычных адресов в учебных классах и административных кабинетах школ, компьютер все стремительнее обживает новые территории. Теперь сфера влияния умных машин распространилась и на спортзалы общеобразовательных учреждений! Специалисты полагают, что это поможет разнообразить уроки физкультуры. По крайней мере, на такой эффект рассчитывали разработчики программного продукта «Электронное учебно-методическое пособие для учителей физической культуры и здоровья». «Читать» пособие смогут и ученики — его видеофайлы с помощью компьютера и проектора будут транслироваться на специальных экранах прямо в спортзалах. Опыт готовы растиражировать на все школы. Есть повод говорить о новом педагогическом эксперименте.

Одна из главных целей, которую ставили перед собой разработчики, а это преподаватели ГрГУ имени Я. Купалы Виталий Храмов и Валентина Навойчик, — добиться наглядности техники и упражнений. Проблема, которую попытались решить авторы, не нова для школы.

— В системе общего среднего образования больше нет ни одной такой, как физкультура, дисциплины, на которую бы возлагалось столько социальных функций. Ответственность за это — на учителе физкультуры. Чтобы привить молодежи навыки здорового образа жизни, он должен быть и гимнастом, и лыжником, и баскетболистом, и легкоатлетом... Педагог не всегда способен лично продемонстрировать качественную технику в каждом виде спорта. Да и внимание ученика не способно фиксироваться на мелких деталях при такой демонстрации. А ведь наглядность — обязательный элемент преподавания на уроках физкультуры. Мы попытались решить эту проблему с помощью электронного учебно-методического пособия. Пока оно разработано для такого сложного вида спорта, как баскетбол, а в перспективе электронными подсказками будет обеспечен каждый школьный вид спорта, — говорят разработчики.

Это, безусловно, новое слово в преподавании физкультуры. О том, что здесь необходимы перемены, говорили давно. В адрес учителей физкультуры не раз звучала критика за устаревшие методики преподавания, отбивающие всякий интерес у детей к предмету. Действительно, в стране, где здоровье нации является приоритетом государственной социальной политики, а в спортивную сферу вкладываются значительные бюджетные средства, со стороны школы хотелось бы видеть больший интерес к формированию у молодежи навыков здорового образа жизни. Но станет ли новая модель преподавания удачной альтернативой привычным «дедовским» методам? Ведь известно, что компьютерные технологии ухудшают здоровье детей, здесь же предлагается взять их за основу...

— Электронное пособие не меняет принципиально методики преподавания, но требует коррекции методических подходов. Мы считаем, что это повысит привлекательность предмета для школьников, — убежден Виталий Храмов.

Экспериментальные уроки с использованием новой разработки пока еще не вошли в ежедневную педагогическую практику, но кое-где с ней уже имели возможность познакомиться и ученики, и педагоги. Например, в школе № 121 Минска такой урок для ребят провела сама Валентина Навойчик. Ребята отрабатывали начальные навыки игры в баскетбол, следуя «электронной подсказке». Эталонное исполнение техники, детальное ее рассмотрение, подготовительные подводящие упражнения — не каждый учитель на личном примере продемонстрирует то, что заложено в пособии. Кроме того, с ним у педагогов отпадает необходимость перелопачивать горы методической литературы для подготовки к уроку. Пособие поможет сформировать конспект урока, включив в него необходимые ученику видеодемонстрации, анимации, рисунки. Валентина Навойчик убеждена, что рассчитывать на большой эффект от урока в незнакомом классе при традиционных подходах ей не пришлось бы, а вот с применением нестандартного педагогического «путеводителя» он был: дети быстрее отрабатывали приемы, делали это правильно, грамотно технически.

Разработчики заявляют, что с приходом в школу такого пособия появляется и новый педагогический термин — спортивно-педагогическая информатика. В этом направлении планы у преподавателей грандиозные: есть проект для работы с детьми с нарушением осанки. До сих пор учителям не удавалось справиться с детским сколиозом, так как сами ребята были недостаточно активны дома. Программа же реально содействует тому, чтобы и домашней работе по физкультуре дети уделяли такое же пристальное внимание, как и по любому другому предмету.

На первых порах педагоги воспринимают новинку с настороженностью. Не каждая школа технически готова реализовать данный проект. Например, в школе только один мультимедийный проектор с экраном, и для того чтобы заполучить технику себе на урок, учителя формируют очередь. Более того, как совместить этот момент с редкой и идеальной для работы возможностью, когда в спортзале занимается только один класс? Как правило, зал делят два класса, поэтому внимание тех, с которыми работают по традиционным методикам, неминуемо будет переключаться на экран. Второй момент: где разместить дорогое оборудование — компьютер и проектор, чтобы оно не пострадало во время занятий? Многие физкультурники убеждены и в том, что во время урока им не обойтись без помощи лаборанта, ведь работа за компьютером, выбор необходимых для демонстрации детям фрагментов будет отнимать значительное время. Поэтому Виталий Храмов заметил: не нужно форсировать события. В то же время учителя, которые уже познакомились с пособием, убеждены, что за этим — будущее и недалек тот час, когда родители на домашний компьютер смогут получать видеоотчеты о работе их ребенка на уроке!..

— Такая методика хороша при одинаковом уровне подготовки ребят в группе. Она на сто процентов будет работать в спортивных секциях. В обычном школьном классе, мне кажется, потеряется индивидуальный подход. Кроме того, по-моему, новинка хороша не для всех видов спорта. Это не лучший вариант обучения легкой атлетике, которой я со своими детьми стараюсь заниматься на свежем воздухе. В то же время пособие идеально для учителей при подготовке к уроку, — убеждена учитель физкультуры школы № 159 Минска Светлана Хвалова.

Заместитель министра образования Казимир Фарино отметил, что итогом проделанной преподавателями ГрГУ имени Я. Купалы работы станут конкретные методические рекомендации педагогам. На базе школ будут сформированы экспериментальные площадки. Параллельно необходимо провести техническую и педагогическую экспертизы пособия. Возможно, с его внедрением в учебный процесс, а на это у новинки есть все шансы, станет реальностью пока не выполнимая для школы задача — сделать активными участниками шестого «спортивно-воспитательного» школьного дня родителей.

На снимке: СШ № 215: правильно принимать мяч и провести разминку учит девятиклассников Ольга Николаюк.

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter