Минкультуры подвело итоги конкурса киносценариев. В номинации «Легенды спорта» вообще нет победителей

Спорт в сценарий не вписался

Киноальманах о проблемах отцов и детей, 12-серийная мелодрама и загадочная история пожара в минском клубе НКГБ: Министерство культуры подвело итоги ежегодного конкурса киносценариев «Моя Беларусь». Заявки принимались до 31 августа, после чего отборочная комиссия во главе с гендиректором «Беларусьфильма» Владимиром Карачевским выбрала лучшие. И здесь есть сразу две новости: хорошая и не очень. 


Начнем с последней. Своих «Легенды № 17» и «Движения вверх» у нас пока не будет. В номинации «Легенды спорта» члены комиссии приняли единогласное решение не присуждать первое, второе и третье места. Литературная фантазия обоих авторов (а в эту номинацию было подано всего две заявки) и низкий художественный уровень сценариев не дали иного выхода, комментирует секретарь комиссии, главный специалист отдела по кинематографии Министерства культуры Анна Никитина: 

— И это странно: в стране столько делается для развития и популяризации спорта, наши спортсмены регулярно возвращаются домой с медалями и трофеями… Казалось бы, каждая из историй их побед достойна быть экранизированной. Но что мы видим на деле? Всего два сценария, причем один из них кочует от конкурса к конкурсу. Чтобы избежать таких ситуаций в будущем, мы, возможно, пропишем в положении, что синопсисы должны быть свежие, нигде ранее не публиковавшиеся и в конкурсах до этого не участвовавшие. 

Еще один член комиссии, директор телеканала «Беларусь 3» Наталья Маринова также видит у участников в этой номинации слабые стороны и болевые точки:

— Оценивая заявки, я рассуждала с точки зрения того, вижу я эту историю на экране телевизора и кинотеатра или нет. Возможно, проблема не столько в сценариях, сколько в авторах, они просто не нашли себя в этой теме. А возможно, сами истории нуждаются в доработке. Но с точки зрения конкурса и присуждения призов эти сценарии, увы, пока не дотягивают до мест и поощрений. 

Среди итогов позитивных — номинация «Жизнь современной Беларуси», в которой победил сценарий «Огонь. Пламя под пеплом» известной писательницы и кинодраматурга Юлии Лешко. В его основе — загадочная история пожара в минском клубе НКГБ, произошедшего в ночь на 4 января 1946 года. В результате той трагедии погибло, по официальным данным, 27 человек, по неофициальным — до нескольких сотен. Преимущественно дети: отличники учебы, активисты и отпрыски чиновников... Юлия Лешко относит свою историю к жанру исторического детектива, в котором наши современники пытаются узнать правду:

— Даже спустя 70 лет мы продолжаем помнить об этой трагедии. Что это было: случайность или умышленный поджог? Загадок много и нет одной-единственной версии случившегося. Насчет экранизации говорить еще рано, я очень суеверная. 

— Это именно та работа, которую я вижу на экране, — объясняет выбор Наталья Маринова. — Яркая, динамичная, отражающая многие моменты нашей прошлой и настоящей жизни. Я даже пожалела, что для ознакомления членам комиссии были предложены всего три серии. Эта история, уверена, заслуживает того, чтобы ее увидел зритель.

Решение, впрочем, остается за Министерством культуры и Национальной киностудией. Сценарный конкурс «Моя Беларусь» всего лишь предшествует конкурсу на создание фильмов по тем сюжетам, которые позже будут определены экспертной комиссией. Анна Никитина поясняет: 

— Сейчас мы работаем через закупки и не можем обязать киностудию реализовать тот или иной проект. Задача конкурса «Моя Беларусь» — выявить, поддержать и материально простимулировать талантливых авторов. 
В прошлом году конкурс «Моя Беларусь» не состоялся. В Министерство культуры поступило всего 3 работы. Годом ранее их было 17. В этот раз на конкурс по трем номинациям подано 25 заявок.
 Второе и третье места в номинации «Жизнь современной Беларуси» не присуждались. А вот в номинации «Тайны человеческих отношений» ситуация сложилась неплохая. Первое место осталось без победителя. Вторая премия — у Николая Рудковского за сценарий «Сынок», а третья награда ушла к Денису Нупрейчику за его «Практическую психологию». Известный театральный режиссер, боясь спугнуть удачу, деловит и краток:

— Это 12-серийная лента о любви и отношениях в целом. Жанр? Хм, скорее лирическая мелодрама. Конечно, рассчитываю на экранизацию, если не в Беларуси, то в России, например. Но говорить об этом еще слишком рано. 

А вот коллега Нупрейчика по номинации и сценарному мастерству, драматург Николай Рудковский, напротив, словоохотлив: 

— «Сынок» — это несколько киноновелл с прологом и эпилогом, в каждой из которых зритель видит сыновей в разном возрасте. Грудничок, десятилетний пацан, затем юноша перед свадьбой и мужчина за сорок… Есть даже сын-вампир! Сценарий был готов уже давно, по одной из новелл экс-актер драмтеатра имени М. Горького Андрей Кривицкий, который в то время учился в Москве на режиссерских курсах, планировал снимать дипломную работу. Но по истории там нужен был снег, а в Минске как раз началась оттепель. В общем, тогда не сложилось. Сейчас специально для конкурса я доработал сценарий, дописал одну новеллу. Мне кажется, «Сынок» хорошо подходит для экранизации, как раз на стыке арт-хауса и коммерческого кино. 

Увидят ли зрители хоть один из предложенных сценариев на экране, вопрос пока открытый. Более того, стоит дилемма проведения конкурса раз в два года, подводит итоги Анна Никитина: 

— Мы все понимаем: за год написать шедевр у сценаристов вряд ли получится. А хочется отмечать не просто хорошие работы, а именно талантливые. Таких, к сожалению, очень мало. Думаю, вернемся и к вопросу повторной подачи сценариев. В этом году, например, в очередной раз получили сценарий, которому уже чуть ли не 30 лет! Но автор по-прежнему носит его по всем конкурсам… Также есть идеи насчет комиссии. Возможно, сделаем их две: отборочную и экспертную. Все члены существующей сейчас комиссии работают бесплатно, им приходится читать огромное количество текстов, часто очевидно низкого художественного уровня. Поэтому надо как-то упростить им задачу. 

leonovich@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter