Спорт — это тоже политика

Знойный Сочи примет зимнюю Олимпиаду
Поправ все — прогнозы экспертов, предсказания букмекерских контор, оптимизм конкурентов и пессимизм части собственного населения, — Россия добилась права через семь лет принять Олимпийские игры. На сессии МОКа в Гватемале 51 член этой организации проголосовал за Сочи. Другому претенденту, южнокорейскому городу с труднопроизносимым для европейского уха названием Пхенчхан, досталось на четыре голоса меньше. России действительно нужна была эта победа...

Благодаря массированной информационной атаке российских СМИ и личному участию Президента Владимира Путина в промоушне сочинской заявки проведение Белой Олимпиады в России превратилось просто–таки в национальную идею. В последнюю неделю перед голосованием в Гватемала–сити — так точно. Размещение американской ПРО в Восточной Европе, перенос могилы воина-освободителя в Таллине и другой негатив как–то отошел на второй план, позитивная идея восторжествовала. И уже хотя бы за это МОКу нужно сказать спасибо.

Признаться, что я и сам где–то подхватил эту олимпийскую лихорадку. Даже не спал до трех часов ночи, чтобы в прямом эфире, так сказать, из первых уст президента МОКа Жака Рогге узнать имя страны — хозяйки Олимпийских игр–2014. И, думаю, был не единственным белорусом, желавшим победы россиянам.

Не факт, конечно, что мне и всем остальным, кто болел за Сочи, удастся посетить главные старты четырехлетия. За городом темных ночей в последние годы закрепляется репутация курорта для «новых русских», и мне страшно даже представить, что станет с ценами к зиме 2014 года. Но перспектива Белой Олимпиады в соседней, к тому же союзной стране, для посещения которой не нужно запрашивать визу, не может не радовать. Хочется все же верить, что это будет праздник для всех, а не только для избранных.

Россия, и в особенности российский спорт, безусловно, заслужили право принять Игры. Все остальное — процедура голосования и преимущества сочинской заявки, состав МОКа и коррупционные скандалы в нем, финансовые возможности Москвы и особенности французского произношения Владимира Путина — лишь детали, в которые сейчас не хочется вдаваться.

Олимпиада — это нечто большее, чем спортивное соревнование, пусть и мирового масштаба. Как говорится, мне нравится заниматься спортом, а приходится — политикой. Игры — это большая геополитика. Это соревнование государств и общественно–политических систем, культур и цивилизаций, экономик и научно–технических достижений.

Так повелось еще в Древней Греции, где во время проведения международных соревнований даже прекращались войны. Свою умиротворяющую роль сыграли они и в новейшей истории. Во время «холодной войны» СССР и США, не имея права на прямое военное столкновение, получали разрядку на спортивных полях.

За каждым выбором МОКа стоят веские причины отнюдь не технического характера.

Советский Союз принимал Олимпиаду в 1980 году. Это был пик его могущества. Точно так же вполне закономерно Соединенные Штаты дважды в последние десятилетия принимали Игры — в 1996 и 2002 годах. Конец XX — начало XXI века — время, когда Америка находилась в зените влияния.

Впрочем, в истории бывали случаи, когда государственные деятели пытались использовать Олимпийские игры в целях, далеких от идеалов древних греков и барона Пьера де Кубертена. Адольф Гитлер в 1936 году пытался деморализовать будущих противников в войне, демонстрируя им на спортивных площадках Берлина триумф воли арийской расы.

Но все было бы слишком просто, если бы олимпийские лицензии раздавались согласно величине ВВП и количеству ядерных боеголовок. МОК — чуткий флюгер изменений на планете.

В 2012 году летнюю Олимпиаду, как известно, примет Лондон. Великобритания — это крупная европейская страна, добившаяся наибольших успехов в последние десятилетия. Сегодня кажется естественным, что Лондон находится в авангарде ЕС, но еще в 60 — 70–е годы казалось, что эта страна безнадежно отстает от континентальной Европы. Британцы, всю жизнь дистанцировавшиеся от континенталов и в душе даже не считавшие себя европейцами, в отчаянной попытке как–то изменить ситуацию даже постучались в Евросоюз. Успех Лондона на выборах места проведения Игр — логическое следствие «британского чуда».

В этом смысле не менее, а может быть, еще более яркий пример — это хозяин ближайшей Олимпиады Китай. Он получил это право не потому, что является самым населенным государством мира, а потому, что является самым динамично развивающимся. Последние десятилетия Пекин решает уникальную задачу, ему завидует весь мир — он сдерживает рост ВВП, боясь «перегрева» экономики. Так когда–то сдерживали рождаемость.

Поэтому для России Олимпиада в Сочи — это хороший знак. Но в каком–то смысле и аванс. Чтобы триумф не окончился на старте, предстоит тяжело работать, и не только над спортивными объектами.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter