Почему «зеленая сделка» Европы — это удар по конкурентам и одновременно выстрел себе в ногу?

Спорное топливо

В конце прошлого года из бюрократических недр Еврокомиссии публике был явлен очередной чудо-проект, который должен «спасти мир от климатической и экологической катастрофы». Проект направлен на реформирование рынка газа в Евросоюзе и предлагает постепенное вытеснение ископаемого углеводородного топлива более экологичным, на взгляд чиновников, водородом. Для этого комиссары из Брюсселя хотят ограничить возможность заключения долгосрочных контрактов на покупку природного газа (такая возможность сохранится лишь до 2049 года), создать стратегический запас голубого топлива в подземных хранилищах и попутно направить небывалые инвестиции в создание инфраструктуры для производства «чистого» водорода и его применения в различных отраслях: от промышленности до транспорта и бытового использования. Разберемся, что же на самом деле стоит за этим желанием. 

Борьба за прибыль 

С виду проект преследует цель благородную и архиважную: способствовать декарбонизации мировой экономики и снижению пресловутых выбросов углекислого газа, что, в свою очередь, должно привести к стабилизации климата, снижению рисков глобального потепления от парникового эффекта и к реализации мечты всех последователей Греты Тунберг.
Однако дьявол, как всегда, кроется в деталях. И благородный экоактивизм брюссельских бюрократов, если присмотреться повнимательнее, начинает напоминать старую добрую конкуренцию за рынки и прибыль. А еще и попахивать неприкрытым политическим шантажом.
В настоящий момент европейская экономика зависит от внешних энергетических ресурсов, в частности, от поставок природного газа. Импорт последнего составляет три четверти всех потребностей Европы, и лишь четверть добывается на территории ЕС. А среди поставщиков около 40 процентов стоимости всего импортируемого голубого топлива у европейцев сейчас забирает Россия.

При этом «Газпром» транспортирует газ по стационарным трубопроводам и на основании долгосрочных контрактов с более-менее фиксированными ценами, уровень которых намного ниже спекулятивных спотовых сделок. Альтернатива — сжиженный газ (СПГ) из США или Ближневосточного региона. Удаленность месторождений, морская доставка, дополнительные расходы на сжижение, а также возможность разрыва контрактов — все это делает СПГ и менее надежным, и более дорогим источником энергии. В конце декабря спотовые цены на газ в Европе впервые в истории превысили планку в 2100 долларов за тысячу кубов.

И тем не менее строительство новых трубопроводов из России Европа тормозит, прикрываясь заботой о «свободе конкуренции». «Северный поток — 2» тому живой пример. Кроме того, действующие в Евросоюзе правила требуют, чтобы производством и транспортировкой голубого топлива занимались разные юридические лица: по сути, создаются фирмы-прокладки, увеличивающие конечную стоимость продукта. Не менее странным выглядит и требование предоставлять в собственном газопроводе мощности для прокачки газа от фирм-конкурентов…

Сделка не такая зеленая 

А тут еще удар ниже пояса: в рамках так называемой зеленой сделки (The European Green Deal), одобренной руководством ЕС в 2019 году, для якобы достижения углеродной нейтральности европейской экономики вводится специальный «пограничный углеродный налог». 

По сути, это не что иное, как заградительная пошлина для иностранных товаров с высокой углеродоемкостью. Разумеется, первыми, кто пострадает, будут сами поставщики ископаемых углеводородных ресурсов: угля, нефти и газа. Также налог станет непосильной ношей для промышленного производства третьих стран, где используются старые технологии производства (от углеродной энергетики, промтоваров с высокой добавленной стоимостью до продукции сельского хозяйства).
Определять размер «углеродного следа» и, соответственно, устанавливать величину пошлины будет Евросоюз по только ему ведомым методикам и правилам. Нет сомнений, что считать будут не в пользу конкурентов.
Европейским же производителям предложено быстренько перейти на новый уровень технологий и «чистую» энергию — электричество. Основой электрогенерации должна стать экологически безопасная энергия солнца, ветра и воды, которая, по задумке декарбонизаторов, вытеснит традиционное ископаемое топливо. Там, где не обойтись без жидкого топлива (авиация, судоходство, грузовые перевозки, работа ряда секторов тяжелой промышленности), в качестве альтернативы предлагается водород, при использовании которого вместо углекислого газа выделяется вода. Причем в рамках «зеленой сделки» водород должен быть «зеленым», то есть выработанным на основе «зеленого» же электричества. И наступить эта эра экологического процветания должна достаточно скоро — к 2050 году. 

Впрочем, существует огромное множество факторов, которые не только удорожают стоимость «зеленой» энергии, но и могут стать непреодолимым препятствием для реализации глобального проекта декарбонизации. Такая же история и с водородом: на сегодняшний день какие-либо рентабельные способы его производства отсутствуют. Водород как топливо всегда будет дороже того сырья и энергии, из которых он будет изготовлен. 

Экологическое безумие 

Так кто и как будет оплачивать это благородное экологическое безумство? По представлениям еврочиновников, основная тяжесть финансового бремени должна лечь на страны вне Евросоюза, которые вынуждены будут платить суперналоги, удорожая свою продукцию и снижая ее конкурентные преимущества перед европейскими товарами. 
Экспортеры углеводородов должны проиграть, такова воля «зеленого» лобби в Еврокомиссии и Европарламенте. Справедливо ли это, учитывая, что с середины XVIII века по 2017 год Европа обеспечила 22 процента выбросов парниковых газов и заняла по этому показателю 2-е место, немного уступив США, в то время как на Россию, которую сейчас хотят сделать главным спонсором европейской «зеленой революции», за этот же период пришлось всего 6 процентов вредных выбросов. Вопрос риторический.
Однако почему-то кажется, что первым пострадавшим станет сама старушка Европа. Уже сейчас цены на тепло и воду бьют рекорды, а дальше, исходя из непреложной логики рынка, станут просто непосильными для рядовых европейцев.
Угольная отрасль в Польше прикажет долго жить. Заоблачные цены на энергоносители могут попросту убить всю промышленность. Да и вызывает большие сомнения, сможет ли «озеленение» европейской экономики спасти планету? Ведь те же США пока отказываться от углеводородов не собираются. Азия и Африка тоже не имеют ни ресурсов, ни желания для резкой декарбонизации. Так что проекты европейского политического руководства рискуют так и остаться проектами. 

Алексей ­БЕЛЯЕВ, политолог.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter