Спор пошел на миллионы

Таблица Открытого чемпионата страны по хоккею разделилась на две четко выраженные «группы по интересам»...

Таблица Открытого чемпионата страны по хоккею разделилась на две четко выраженные «группы по интересам». Лидеры готовятся к матчам на выбывание, а аутсайдеры ждут не дождутся межсезонья. Чтобы можно было перевести дух и подготовиться к новым испытаниям. Увы, далеко не все клубы твердо стоят на ногах в финансовом плане. А потому то и дело шекспировские страсти кипят не только на льду, но и в суде.


Накануне нам стало известно, что пламя очередного скандала разгорается в ХК «Брест». Сразу несколько игроков команды подали в суд на своего работодателя. Один из них — защитник Вадим Новицкий. Об имеющихся проблемах он высказался так: «Конечно, неприятно ходить по судебным кабинетам. А что делать? Положение дел просто катастрофическое — клуб тонет. Я устроился в «Брест» в августе. И с тех пор — постоянно проблемы. Ни одной премии с начала сезона не видели. Да и зарплаты получаем нерегулярно. Октябрь закрыли только 27 января. Перечисляют какие–то подачки — 500 тысяч рублей, миллион. Как за эти деньги можно жить? Вот у меня жена, двое детей».


Вторит своему партнеру по команде и капитан «Бреста» Роман Романенко: «Проблемы с финансированием преследуют клуб весь сезон. А еще — вечная беда с клюшками, амуницией. Все это, конечно же, нервировало, сказывалось на настроении и результатах. Во многом поэтому клуб находится на последнем месте в турнирной таблице. Как можно бороться за выход в плей–офф, когда хоккеисты месяцами не получают зарплат? Кто–то надеется на лучшее, но человек семь решили подать иски в суд. Требование у всех игроков одно: мы хотим получить причитающиеся нам по контрактам деньги плюс индексацию».


Перемотанные скотчем коньки, нехватка клюшек, формы, задержки зарплат — увы, для обитателей нижней половины турнирной таблицы все это уже давно стало привычным. Как и постоянные выяснения отношений. Кажется, внутренние конфликты уже становятся своеобразной визитной карточкой «Бреста». Недавно хоккейную общественность взбудоражила новость о том, что экс–игрок команды Сергей Паклин подал иск на свой бывший клуб и даже выиграл дело. Если областной суд оставит решение районного суда в силе, «Брест» должен будет выплатить хоккеисту более 100 миллионов рублей — среднюю зарплату за 10 месяцев.


Краткая фабула этой скандальной истории такова. Паклин оказался в ХК «Брест» в начале августа прошлого года. С игроком оформили трудовые отношения на год, правда, с оговоркой, что три месяца — это испытательный срок. В ноябре клуб расторгнул контракт и указал хоккеисту на дверь. Мотив — «ненадлежащее исполнение своих обязанностей, отчего снизилась результативность». Вскоре после этого игрок обратился в суд. Сергей заявил, что его уволили из–за травмы, а если хоккеист нездоров или не может играть из–за повреждения, полученного на льду, контракт нельзя расторгнуть до восстановления трудоспособности. Паклин потребовал материальную компенсацию.


Начальник команды ХК «Брест» Вячеслав Ковальчук, которого я попросил прокомментировать сложившуюся ситуацию, призвал не спешить с выводами:


— 100 миллионов — для нас это серьезные деньги. И мы будем продолжать отстаивать свою позицию. Да, суд Ленинского района Бреста принял сторону хоккеиста. Но еще ничего не ясно. Клуб подал кассационную жалобу, а прокуратура — возражение. Теперь этот вопрос будет рассматриваться в областном суде. Окончательно все прояснится примерно через неделю. Перед Паклиным была задержка по зарплате, мы согласны выплатить ему индексацию — 765.000 рублей. Но Сергей напирает на то, что его уволили с травмой, то есть незаконно. Отсюда требование компенсировать моральный и физический вред. Мы с этим, конечно, не согласны. Ни одного документа, подтверждающего, что хоккеист получил травму, он не представил. Ни больничного, ни справки. В протоколе матча, во время которого Паклин якобы травмировался, никакой записи тоже сделано не было. На суде Паклин говорил, что получил травму в первом периоде встречи с «Витебском» и больше на площадку не выходил. На самом же деле отыграл всю игру от звонка до звонка и даже поучаствовал во взятии ворот незадолго до финальной сирены. Это можно увидеть на видеозаписи. Да, по ходу матча Паклин получил небольшое повреждение — ему прикладывали лед. Но это ведь обычное дело для хоккея.


— Так почему же «Брест» расстался с хоккеистом?


— Когда мы приглашали Сергея в команду, рассчитывали на помощь в решении наших задач. Но ничего выдающегося он не показал. За 8 матчей Кубка страны и чемпионата, которые Паклин провел за «Брест», по системе полезности «плюс–минус» он набрал «–7».


Сергей Паклин свою точку зрения на щекотливую тему обозначил лишь вскользь. От пространных разъяснений отказался: «Думаю, любой, оказавшись на моем месте, поступил бы так же. Играть без операции я не могу. Меня уволили... Ситуация сложилась неприятная, но зачем выносить ее на всеобщее обозрение? Никаких пространных комментариев давать не хочу».


Юридических вопросов в этой истории немало, но можно задаться и таким: если у рядового хоккеиста заштатного аутсайдера белорусской лиги зарплата около 10 миллионов рублей в месяц (что нетрудно высчитать из представленных цифр), то хорошо это или плохо? Есть ли стимул у игроков с такой зарплатой стремиться к прогрессу или можно и дальше (до пенсии) кочевать из клуба в клуб, подписывая новые контракты с количеством нулей, которое другим может только присниться? И дело здесь не только в Сергее Паклине как таковом. Дело — в странной тенденции, которую никак не удается переломить. Если есть деньги обещать хоккеисту средней руки более 100 миллионов рублей в год, то почему нет денег на детские школы, на зарплаты детским тренерам, на клюшки, в конце концов? И зачем вообще обещать игрокам большие суммы, чтобы потом их же и задерживать?


Конфликтная ситуация вокруг ХК «Брест» не только обнажила извечную проблему взаимоотношений работодателя и игроков, но и заставила задуматься о многих других больных вопросах. Зрительский интерес к внутреннему чемпионату тает, в детско–юношеских школах говорят о катастрофической нехватке инвентаря. Может, стоит как–то по–иному расставлять акценты?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter