Спор пацифистов и пофигистов

В надежной «копилке» для сбережений со всего мира и оазисе неугасающего нейтралитета — в Швейцарии — любят прибегать к инструменту прямой демократии...

В надежной «копилке» для сбережений со всего мира и оазисе неугасающего нейтралитета — в Швейцарии — любят прибегать к инструменту прямой демократии. Референдуму. Народное голосование — дело привычное для этой страны. Например, швейцарцы сказали «нет» строительству новых минаретов в стране, что вызвало большой резонанс в мире. А недавно они решали, стоит ли ужесточать контроль за продажей и хранением огнестрельного оружия. Основания для референдума весомые: в стране ежегодно от огнестрельных ранений погибают около 300 человек. Для небольшой Швейцарии многовато. И еще одна цифра: на трех швейцарцев приходится по одному пистолету или винтовке. По этому показателю страна занимает третье место в мире, пропустив вперед только США и Йемен.


Результаты голосования удивили многих специалистов: народ высказался против изменения законопроекта. Иными словами, даже огромное количество жертв свободного обращения оружия отнюдь не заставило швейцарцев отказаться от стволов. Почему?


Винтовка под кроватью


Удивительный факт: в Швейцарии военнослужащие должны хранить винтовки и пистолеты дома. Да и любой совершеннолетний житель этой страны без проблем может приобрести огнестрельное оружие.


При этом в странах ЕС, к примеру, нужно здорово похлопотать, чтобы купить оружие. Правоохранительные органы должны вынести вердикт, что человек не представляет опасности для общества. Каждое проданное оружие заносится в специальную компьютерную базу данных. В Германии, к примеру, в 2002 году приняли закон об ужесточении правил приобретения и владения огнестрельным оружием. Но проблемы все равно не исчезли. Сейчас на руках у немцев почти 12 миллионов единиц спортивного стрелкового оружия. После трагедии в Виннендене, где школьник расстрелял 15 человек из пистолета, который его отец законно приобрел, правительство Германии решило усилить контроль над оружием, находящимся в частных руках. К 2012 году в стране планируется ввести центральный оружейный регистр.


Во Франции, чтобы получить разрешение на покупку огнестрельного оружия, нужно пройти полное медицинское обследование и проверку на благонадежность. Через три года — повторная процедура. Кстати, большинство французов имеет разрешение на хранение пистолета в собственном доме в целях самообороны. При этом все газовое оружие под запретом.


Чтобы купить оружие (охотничье, спортивное или сигнальное) в Беларуси, нужно выполнить некоторые требования. «Обязательные условия — белорусское гражданство, совершеннолетний возраст, отсутствие судимостей и наличие медицинской справки, — перечисляет начальник отдела лицензионно–разрешительной работы управления профилактики МВД Адриан Кохнович. — При этом огнестрельное охотничье оружие необходимо хранить в металлическом сейфе, который находится не на видном месте».


Но вернемся к Швейцарии. Каждый резервист хранит свое снаряжение дома, поэтому на руках у населения около 1,2 миллиона винтовок. В стране военнообязанными считаются мужчины от 20 до 50 лет. К этой цифре нужно прибавить еще охотничий, спортивный и служебный арсенал. В итоге наберется около 2,5 миллиона единиц огнестрельного оружия. Многовато для страны с населением 8 миллионов человек. Получается, что на трех швейцарцев приходится как минимум один пистолет или винтовка...


Сами швейцарцы шутят, что у них нет армии, потому что вся страна — это армия, которая формируется по милиционному принципу. Все военнообязанные мужчины начиная с 18 лет проходят начальную подготовку, после которой их каждый год отправляют на обязательные сборы. Все это время у них дома хранится выданное боевое оружие — винтовки SIG–50 или пистолеты SIG–SAUER 75 (разумеется, швейцарского производства). Но здесь есть нюанс. В законе о хранении оружия расплывчато написано, что оружие должно храниться тщательно и быть недоступным для третьих лиц. Все на усмотрение владельца: хоть под кроватью держи его, хоть в подвале. Кстати, каждый должен либо выкупить свое личное оружие, либо приобрести аналогичный автомат и хранить его дома вместе с боезапасом на случай войны. Поэтому автомат и патроны есть почти в каждой швейцарской семье.


Звон или скрежет?


Швейцарские общественные организации уже не один год добиваются хранения армейского оружия в специальных арсеналах, а не дома, и создания национального регистра огнестрельного оружия. Для этого они организовали референдум, собрав 120 тысяч подписей, чтобы вынести вопрос на открытое обсуждение.


Хотя большинство участников голосования — 56,3 процента — высказалось против более строгих законодательных мер, регламентирующих продажу и хранение оружия, мнение общественности все–таки разделилось. В некоторых районах результаты референдума были противоположными.


Сегодня многие государства устраивают своеобразные военные гонки: мол, у кого солиднее армия, тот и сильнее. Но нейтральная Швейцария с большим количеством огнестрельного оружия, пожалуй, не входит в список этих стран. К тому же ее настоящая сила заключается не в металлическом бряцании оружия, а в звоне совсем иного металла, хранящегося в банковских сейфах. Зачем же тогда винтовка под кроватью у резервиста?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter