«Спокойно, без лишних движений перейдем на службу по контракту»

В ТОМ, что этот праздник стал одним из самых популярных в стране, нет ничего удивительного. Госпогранкомитет — одна из самых продвинутых белорусских силовых структур. Причем как в техническом, так и в законодательном плане. Про инновации и перспективы «зеленых фуражек» рассказал председатель Государственного пограничного комитета Беларуси Игорь РАЧКОВСКИЙ.

Председатель Госпогранкомитета Беларуси генерал-майор Игорь РАЧКОВСКИЙ — о перспективах контроля границы.

В ТОМ, что этот праздник стал одним из самых популярных в стране, нет ничего удивительного. Госпогранкомитет — одна из самых продвинутых белорусских силовых структур. Причем как в техническом, так и в законодательном плане. Про инновации и перспективы «зеленых фуражек» рассказал председатель Государственного пограничного комитета Беларуси Игорь РАЧКОВСКИЙ.

Приграничное нововведение

Тема, которая сегодня особенно волнует сельчан, — малое приграничное движение, механизм которого должен заработать с 1 июля 2010-го. Белорусы, живущие на расстоянии до 50 километров от границы, получат право ездить в сопредельную страну без визы. Нововведение распространяется в том числе и на страны Шенгенской зоны.

— Это еще не точно, что механизм к 1 июлю обязательно начнет действовать, — говорит Игорь Рачковский, — но технически все будет готово. Договоры о малом приграничном движении уже прошли процедуры ратификации, поэтому, по сути, дальше все зависит от работы МИДов, которые должны обменяться нотами о выполнении внутригосударственных процедур по вступлению в силу соответствующих соглашений.

На упрощенных пунктах начнут выдавать специальные справочники с указанием границ территории, по которой можно передвигаться.

Средства современного контроля границы крайне разнообразны, а в связи с введением малого приграничного движения на этих пунктах будет использоваться новая контролирующая аппаратура.

От летающих «помощников» до «кавалерии»

К сожалению, не всё успевают внедрить вовремя. Например, в начале 2009 года сообщалось, что охранять белорусские границы будут, в том числе, и беспилотные летательные аппараты. В их разработке «зеленым фуражкам» должны были помочь россияне. Но...

— По беспилотникам пока не сложилось, — поясняет председатель Госпогранкомитета Беларуси. — Я не хочу делать антирекламу компании, с которой мы работали, но ей так и не удалось выполнить те технические задания, которые нами были предъявлены. И россияне это признают. С другой стороны, начинается разработка и белорусских аппаратов-беспилотников...

За 200 тысяч или миллион долларов можно купить эффективные израильские аппараты. Но сколько же они будут окупаться? К слову, лошади, которые после многолетнего перерыва недавно вернулись на пограничную службу, свою полезность доказывают гораздо быстрее! В органах погранслужбы пока служат 8 лошадей тракененской, белорусской упряжной и ганноверской пород — по 4 на заставу. Все животные — местного происхождения. Для их размещения выбирались районы, рядом с которыми есть конезавод или ферма. Чтобы была возможность подковать или провести ветеринарный осмотр.

— Идея принадлежит группе энтузиастов, — рассказывает Игорь Рачковский. — На подготовку ушло примерно полгода. А сейчас мы просто проводим эксперимент, цель которого — определить эффективность конных патрулей. Для чего? Во-первых, на границе в среднем солдат проходит около 30 километров в день — это 6—7 часов ходьбы. Лошадь этот  километраж преодолевает часа за два. Значит, можем перераспределить силы и средства, создать резерв. Во-вторых, пограничник на коне выглядит внушительно — ему проще заставить нарушителя подчиниться. В-третьих, лошадь прекрасно преодолевает болотистые участки, где не может пройти человек.

Наконец, есть еще один очень важный момент — лошадь обеспечивает бесшумное перемещение нарядов. А для контрабандиста — большая неожиданность, если пограничника не слышно до последнего момента...

Есть контракт!

Учиться верховой езде, скорее всего, придется контрактникам. От намерения сократить до минимума количество призывников пограничники отказываться не собираются.

— Привычные срочники к 2017 году останутся только на мобильных заставах, — утверждает Игорь Рачковский. — С 2008 года мы поэтапно переводим систему комплектования должностей сержантов и солдат на контрактную основу. Сейчас из 15 тысяч белорусских пограничников призывников всего 2,5 тысячи. С 2007 года их количество сократилось на 20 процентов. Впрочем, совсем отказываться от срочной службы генерал-майор Рачковский считает нерациональным:

— Наша задача — спокойно, без резких движений, перейти на профессиональную основу. И лучше мы сами себе подготовим специалиста, чем потом будем где-то его искать. Контрактников не будешь набирать «с улицы», а призыв — хороший вариант посмотреть, что человек из себя представляет!

За 2010 год и первый квартал 2011-го число контрактников на должностях сержантов и солдат увеличилось на 4 процента. Сейчас примерно каждый пятый белорусский пограничник проходит службу по контракту.

Евгений ЕРОШЕНКО, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter