Какая она – работа сельского фельдшера

Сплошные лечения

Именно на долю поликлиник приходится сегодня основная нагрузка медицинского обслуживания населения. Понятно, что поликлиника городская и сельский фельдшерско-акушерский пункт – это большая разница. По логике, равно как велик разрыв между городом и деревней, так же отличается качество обслуживания в этих учреждениях здравоохранения. Не спешите делать выводы. Корреспонденты «Р» отправились в разные уголки страны, чтобы посмотреть, как развивается сельская медицина.

Сплошные лечения

В агрогородке Путчино нет запущенных раковых больных, но есть людская беспечность. А еще сельский алкоголизм, который слабо поддается лечению. Заведующая ФАПом Галина Руднева на этом участке более тридцати лет. За это время повидала всякое и знает, какой ценой дается здоровье. О работе сельского фельдшера расспрашивал корреспондент «Р».

Галина РУДНЕВА осматривает пациентку
Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

Ни одного инфаркта

Галина Леонидовна формально в отпуске, но ее то и дело просят выйти на работу. В эти дни она освидетельствует механизаторов. Проводит алкотест, измеряет артериальное давление. На такие приемы и приходят жители, наплевательски относящиеся к рекомендациям.

— Меряю давление одному — высокое, — переживает Галина Леонидовна. — Спрашиваю, где лекарства — «нет». А таблетки всегда должны быть с собой у гипертоников. Заставляю покупать и принимать. Ленивые у нас мужчины: надо уговорить, упросить и привести на консультацию. Подключаем жен, чтобы объяснили мужьям, как надо лечиться. Ведь не пройдет же гипертоник в следующем году комиссию с высоким давлением и работу потеряет. Прибегая вот к таким драконовским методам, и приходится управлять ситуацией.

Заместитель главного врача Дзержинской центральной районной больницы Игорь Шамаль доволен работой Галины Рудневой. По итогам прошлого года на участке не было случаев инфаркта миокарда и инсульта у пациентов трудоспособного возраста.

Просто тех, у кого высокий риск осложнений артериальной гипертензии, здесь своевременно госпитализируют, объясняет мне схему работы заведующая ФАПом. Проводим реабилитацию, в том числе и здесь. Пациенты приступают к труду после болезни без выхода на инвалидность.

Профилактические осмотры сельчан позволяют выявить предопухолевые заболевания и случаи рака на ранней стадии. С 2010 года на участке не было ни одного эпизода запущенного онкологического заболевания. А чтобы приблизить первичную медицинскую помощь к жителям сельской местности, по графику на Путчинском ФАПе ведут прием врачи-терапевты, акушеры-гинекологи, педиатры, стоматологи. Заведующая составляет заявки от пациентов на консультацию специалиста и направляет в Новоселковскую больницу. Формируется группа и выезжает на прием. На ФАПе проводят и забор анализов. Работает физиотерапевтический кабинет.

«Хочу — пью, а ты — отстань»

Игорь Александрович заглядывает в документы. Оказывается, фельдшер высшей категории только за прошлый год приняла более 2600 пациентов. А также нанесла более 700 визитов на дом и обслужила почти двести неотложных вызовов, переданных «скорой». Любому понятно: сельский фельдшер загружена.

Семьи социального риска — непростое направление. Галина Леонидовна тяжело вздыхает: «Пьют. Начинаешь проводить беседы — ответ один: «Хочу — пью, а ты — отстань». Мы их наблюдаем. Каждый месяц подаем данные наркологу. По телефону или на улице встретишь порой, поговоришь. Обещает бросить. Деньги закончатся — действительно, не пьет. А потом, глядишь, опять».

— К сожалению, эта проблема есть, — кивает головой Игорь Шамаль. — Но если целенаправленно в этом ключе работать, хотя бы один да задумается. И это уже эффект. Общаемся с руководителями хозяйств. Те формируют группу из выпивающих, договариваемся, отвозим их массово на кодирование. Пусть даже год—два человек продержится — уже победа. Здесь важны системный подход, взаимодействие разных структур. Шесть семей уже снято с учета в связи с социальной адаптацией.

Еще одна проблема — люди затягивают обращение за медпомощью. Галина Леонидовна вспоминает недавний случай:

— К нашей жительнице приехал на побывку сын. Мать прибегает: «Может, ты, Галя, как будешь идти с работы, Сашу моего глянешь. Наверное, ангина. Всю ночь возле него сидела. Но лучше так и не стало». Захожу в дом — и такой резкий запах ацетона чувствую. Обычно это признак комы у диабетиков. Как вошла в спальню, меня заколотило — он уже в коме. Мама милая! Давление меряю — низкое. Глюкометр показывает высоченный сахар. Побежала за чемоданом — поставила физраствор, лекарство ввела. «Скорую» вызвала. Бригада приехала, поставили еще одну капельницу. Пришел в себя. На носилки его — и в больницу. Но как можно было всю ночь бездействовать и даже не объяснить, что у сына сахарный диабет! Такая беспечность порой поражает.

В физиотерапевтическом кабинете

Был на участке Галины Леонидовны как-то пациент с абдоминальной формой инфаркта. Фельдшер сработала оперативно.

— Знала, что такое есть, но никогда не встречала. А тут пришел пациент. Плохо, тошнота, боли в желудке. Неясная картина. Для перестраховки направила его в районную больницу на электрокардиограмму. И оказалось, инфаркт миокарда.

Приходите к ней лечиться

— Мы расширяем перечень услуг на селе. На ФАПе делаем забор анализов на онкомаркеры, гормоны щитовидной железы, — рассказывает Галина Леонидовна о том, как проходит на участке диспансеризация. — Акцент на детей, женщин и лиц трудоспособного возраста. Мы заключаем договор с предприятиями, которые финансируют своим сотрудникам обследование, и проводим все, что необходимо.

Галина Руднева гордится: «Люди к нам за лечением сами приходят. Когда приезжает врач-гинеколог, приходит до пятидесяти человек. Доктор осматривает всех. У одной женщины недавно заподозрили начальную стадию рака молочной железы».

Галине Леонидовне доверяют. И бегут за помощью даже ночью. Давление измерить и даже поговорить, пока лекарства подействуют.

— «Скорую» редко вызываем. В основном справляемся своими силами. Вот недавно зря потревожили бригаду. А ведь в таких случаях можно на по-настоящему серьезный вызов не успеть. Мне со «скорой» звонят, чтобы подошла к мужчине с ожогом, узнала, насколько тяжелый случай. Только что сделал вызов. По голосу выпивший. Прихожу. Встречает на пороге. «И какой же у тебя ожог?» — спрашиваю. Оказалось, жена оттянула резинку трусов и плеснула туда кипятку. Оба были поддавшие. Оказала помощь, «скорая», конечно, не понадобилась.


Ольга КОСЯКОВА

drug-olya@yandex.ru

Средняя температура по району

Поставский район — один из самых «пожилых» в стране. Каждый третий его житель — пенсионер. Около двух с половиной тысяч человек уже достигли восьмидесятилетнего возраста. А именно эти люди — постоянные посетители поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов. Как в таких условиях работается медикам? Корреспондент «Р» решила это узнать и выехала на место.

Люди в очереди

В коридоре Волковского ФАПа, который удобно разместился на площадях бывшей школы, с полтора десятка пациентов. За исключением одного, все пенсионеры. Но на помощь фельдшеру высшей категории Ларисе Масловской приехала Раиса Махнач, врач из Дуниловской участковой больницы. Такие совместные приемы давно проводятся еженедельно, а потому сельчане о них знают и уже заранее планируют домашние дела. Впрочем, кого-то медики навестят и дома — к престарелым они совершают по 10—12 выездов в неделю. А два раза в год — «повальные» объезды всех сельчан.

Поставская ЦРБ — история и современность воедино
Фото автора

У каждого из сегодняшних «клиентов» свой вопрос. Мария Баторы, например, постоянный пациент, впрочем, она в шутку называет себя «завсегдатаем ФАПа»:

— У меня болезней целый букет. Тахикардия, аритмия, гипертония… В апреле лежала в стационаре, теперь вот пришла на контроль. Ну, не сама пришла — вызвали. Нужно анализы сдать и пару уколов сделать. Лично мне очень удобно, что уколы делают в двух шагах от дома.

А потом пенсионерка переходит к тому, чем обычно занимаются люди ее возраста в ожидании очереди в медучреждении, — начинает о своем здоровье. Она оперирует сложными названиями медикаментов. Такие же «асы» в вопросах медицины и ее односельчане. А после моего вопроса дружно решают, какую оценку выставить работе местных медиков.

Феликса Ляхтинен озвучивает: крепкую пятерку. Недавно спину прихватило, нерв зажало. Так фельдшер ее послала к неврологу в район, но предупредила: судя по всему, доктор назначит вот такие лекарства — они есть в аптечном киоске на ФАПе. Так и получилось. Именно те препараты, которые упомянула фельдшер, невролог и прописал. Значит, Лариса Масловская поставила верный диагноз.

Пока мы беседуем в коридоре, председатель Волковского сельсовета Таиса Баторы проходит в кабинет без очереди. «На минутку», но по служебным делам. Фельдшер — дружинник и член координационного совета. Вечером предстоит очередное совместное обследование семей, состоящих на учете. Статус социально опасных имеют две ячейки общества, и обе — в прилегающей к Волкам деревне Христово. Там воспитывают двух малышей — годовалого и трехлетнего. И за родителями нужен глаз да глаз.

Василий СИВИЦКИЙ
Доктор Василий Романович

Пока пациентам в Волках меряют давление и прописывают лекарства, мы едем в гости к уникальному человеку — хозяину лучшей в стране амбулатории. Шикарный офис врача общей практики Василия Сивицкого расположен в бывшем Доме механизатора красивого агрогородка Новоселки. Честно признаюсь, в кабинете все не как у медика — дух захватывает от резной мебели. Цветные витражи, окаймленные резными рамами. Витая деревянная лестница на второй этаж… Не амбулатория врача общей практики, а настоящий музей. А хозяин очень даже скромный.

Вот уже почти 30 лет Василий Сивицкий ежедневно на велосипеде приезжает из Постав в Новоселки. Это примерно 15 километров. Его зона обслуживания — 29 деревень, около полутора тысяч пациентов. С помощью переносного аппарата УЗИ проводит обследование пожилых людей на дому, наблюдает беременных, сам проверяет остроту зрения, берет анализы, делает небольшие операции, контролирует развитие малышей и школьников. Неудивительно, шутят в поселке, что многие выпускники местной школы берут с него пример и поступают в медицинские вузы. В Новоселках даже есть такая шутка: малыши на вопрос, кем хочешь стать, когда вырастешь, обычно заявляют: «Василием Романовичем!» Звание лучшего в стране Сивицкому присвоили не случайно: на счету доктора сотни спасенных жизней, вовремя обнаруженных аневризм и «онкологий».

Прививки не боюсь...

Капризные пациенты

В Поставах очередей в районной поликлинике не найдешь. Только в городе открыто три отделения врачей общей практики. Главный врач ЦРБ Владимир Чекавый объясняет:

— Население города — около 20 тысяч человек. Плюс примерно 2 тысячи бывших военных, имеющих вид на жительство. Только полковников и подполковников среди них свыше 200 человек. Им удобно получать пенсию в России, но обслуживаются они у наших врачей. А это дополнительная нагрузка. Тем более что семьи военных, которые в свое время служили в Восточной Европе и могли оценить качество медицины там, — особый контингент. Поэтому открытие трех амбулаторных офисов во многом связано именно с этой спецификой.

Сегодня в Поставской ЦРБ есть все необходимые специалисты. Двенадцать молодых врачей приняты на работу и обеспечены жильем. В медвузах учатся 60 поставчан, причем около половины из них — по целевым направлениям. Проблем, конечно, в регионе хватает, но на многие из них медики реагируют очень даже оперативно, а порой и нетривиально. Другим регионам есть чему у них поучиться.

Выросла смертность по причине «онкологии» — тут же в отдаленные Поставы, а городок расположен в 250 километрах от Витебска, выезжает передвижной диагностический комплекс. Срочно обследовали около 1,5 тысячи человек — выявили 42 пациента с подозрением на онкопатологию.

Снизилась рождаемость — в поликлинике спешно организовали доабортное консультирование женщин, где в помощь психологу привлекают даже священников.

Тем не менее с начала года в районе умерло около 400 человек, а родилось — вдвое меньше. Так что неравный бой со старостью в глубинке, где насчитывается около 500 деревень, продолжается…

МНЕНИЕ В ТЕМУ

Елена БОГДАН, начальник Главного управления организации медицинской помощи Минздрава:

— Медработники поликлиник, ФАПов будут работать как врачи общей практики. Для этого мы вносим изменения в стандарты, которые действуют в области здравоохранения. Лечение в стационаре — всего лишь эпизод, когда пациент проходит обследование и ему назначают лечение. Поэтому далее пациент попадает под наблюдение участкового. И уже основное лечение хронических заболеваний проводится амбулаторно.

Внедрение принципов общеврачебной практики началось в сельской местности. Сегодня это начинание важно распространить на городское население. Как это будет выглядеть? За врачом общей практики будет закреплено 1500 человек. Для сравнения, терапевт на участке ведет 1700 пациентов. Увеличится число врачей в поликлиниках. А также время на прием пациента. Мы должны переобучить всех терапевтов первичного звена на врачей общей практики к 2020 году. Это около восьми тысяч специалистов. Переподготовка организована в Белорусской академии последипломного образования и во всех медицинских вузах.

Кроме того, необходимо оснастить рабочее место доктора. Будут закупаться специальные медицинские инструменты, с помощью которых врач общей практики будет осматривать больных и как офтальмолог, и как оториноларинголог, и как невролог, и как эндокринолог.

К сожалению, стремительное развитие медицины высоких технологий несколько отодвинуло первичную помощь, следовательно, и подорвало доверие к ней населения. Какой бы узкий специалист ни консультировал пациента, он будет консультировать только согласно своему профилю. Но кто-то же должен сложить все в единую мозаику. Нельзя выписать рецепт на год вперед. Пациент должен приходить в поликлинику для динамики наблюдения.

Еще одна задача — диспансеризация населения. Сегодня важно научить врача работать со здоровым пациентом. Нужно шире использовать возможности патронажных медицинских сестер. Помощнику врача общей практики можно отдать прием отдельных пациентов, часть домашних визитов, консультации по здоровому образу жизни, школы пациента, когда больного необходимо научить жить с заболеванием.


Елена БЕГУНОВА

a_veresk@mail.ru

Неверагодныя прыгоды iтальянцаў

Працоўны дзень у Вінічыа ЦІЦЫЯНІ (зправа) і Дыега ПАЎЛЕТА доўжыц-ца дванаццаць гадзін
Фота аўтара
Кафля кладзецца на раствор — і санблок адразу набывае новыя абрысы. Вінічыа Ціцыяні робіць невялікі перапынак, каб правесці новыя замеры, потым зноў бярэцца за кельму. Тэрміны абмежаваныя, а зрабіць яшчэ трэба шмат чаго. У дзіцячай кансультацыі Слаўгарадскай райбальніцы італьянскія валанцёры працуюць ужо трэці тыдзень. Яшчэ некалькі дзён — і ў справе аднаўлення корпуса будзе пастаўлена кропка.

Галоўная медсястра бальніцы Кацярына Хуртак такім абставінам вельмі рада:

— Iтальянская ініцыятыва «Дапаможам ім жыць» працоўныя вакацыі ў Слаўгарадзе праводзіць у трэці раз. Спачатку замежныя валанцёры аднавілі ўваход і вестыбюль шпіталя. А тры гады таму — педыятрычнае аддзяленне. Для маленькіх пацыентаў цяпер тут створаны вельмі камфортныя ўмовы. У палатах, сталовай і нават лячэбных кабінетах умовы — амаль як дома. А гэта, пагадзіцеся, вельмі важкы фактар для хутчэйшага выздараўлення дзіцяці.

Сярод італьянскіх валанцёраў — людзі самых розных узростаў і прафесій. І ўсе маюць вялікую будаўнічую практыку — як у сваёй, так і ў нашай краіне. Вінічыа, напрыклад, водпуск на беларускай зямлі праводзіць у дванаццаты раз. Раней разам з такімі ж энтузіястамі рамантаваў дамы-інтэрнаты, будаваў дзіцячыя пляцоўкі для хлопчыкаў і дзяўчынак з чужой краіны. Што прымушае яго падчас адпачынку адпраўляцца не на марское ўзбярэжжа, а апранаць спяцоўку і браць у рукі дрэль, лапату альбо кельму? Ціцыяні выказаў наконт гэтага ўласную думку:

— Дзеці — наша будучае. Ад таго, як сябе сёння будуць адчуваць маленькія жыхары планеты, залежыць і тое, якім яно будзе. Калі я ведаю, што магу хоць што-небудзь зрабіць дзеля таго, каб хлопчыкам і дзяўчынкам было лепей жыць, то як я магу сядзець на месцы? Зразумела, што я адпраўляюся туды, дзе мяне чакаюць.
 Дабрачынны праект аб’яд-наў беларусаў і італьянцаў
 Педыятрычнае аддзяленне італьянцы да-памаглі адрамантаваць тры гады таму
Яго пазіцыю падзяляюць іншыя італьянскія валанцёры і беларусы, якія працуюць з імі разам у свой вольны час. Матэрыяламі будаўнікоў забяспечылі раённыя ўлады, а інструмент замежныя госці захапілі з сабой. Працоўны дзень энтузіястаў доўжыцца з сямі раніцы да сямі вечара. Праз некаторы час брыгады змяняюць адна другую. Усяго ў дабрачынным праекце задзейнічана шэсцьдзясят замежных валанцёраў і дзясяткі суайчыннікаў. Кацярына Хуртак паведаміла, што ўрачыстае адкрыццё адрамантаванага корпуса запланавана на дзясятае жніўня:

— Гэтай хвіліны з нецярпеннем чакаюць не толькі медыкі, а і ўвесь раён. Дзяцей у нас з кожным годам нараджаецца ўсё больш. У 2015-м наогул быў бэбі-бум: Слаўгарад па колькасці нованароджаных заняў першае месца ў Магілёўскай вобласці. Спадзяёмся, што другое жыццё цяпер яшчэ і дзіцячай кансультацыі будзе садзейнічаць таму, што немаўлят у нашым раёне стане яшчэ больш.


Святлана ВIКТАРАВА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter