Сплошное ГМО

Трансгенные продукты – оружие массового поражения? Только одно поколение крыс может «полакомиться» генными продуктами – второго у них уже нет и не будет. Американская кукуруза, как показали исследования, стерилизует женщин почище контрацептивов. Всемирные сети американских «Бистро» и «Макдоналдс», по некоторым данным, сбывают готовое генетическое продовольствие уже в переработанном виде. Этими «достижениями» травят людей по всему миру. Человечество обречено? Об этом наш разговор с Сергеем СКРЕБЦОМ, членом Экспертного совета по безопасности генетически измененных организмов (ГМО) при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси.

– Откуда пришли к нам эти трансгены?
– За последнее десятилетие в девять раз увеличилось число детей- инвалидов  в возрасте до года и в 4,3 раза – детей-инвалидов до четырех лет. Те достижения агрохимии, которые мы использовали в 60–
70-е годы, к примеру, дуст (ДДТ), не могли не наложить определенный отпечаток на здоровье будущих поколений, поэтому многие дети сегодня рождаются с ослабленным иммунным статусом.
Генетически модифицированные источники сегодня используются в продуктах питания, животноводстве и других отраслях. Фактически с 1953 года, когда ученые Ватсон и Криг открыли двойную спираль ДНК, а в 1958 году смогли смоделировать ее в лаборатории, перед наукой встал вопрос о необходимости расшифровки информации, которую она в себе несет.
Этими технологиями заинтересовались крупные корпорации, которые попытались, да и сейчас пытаются их использовать. В частности, создаются культуры генетически модифицированных растений, таких как соя, картофель, томаты, есть даже генетически модифицированные чай и кофе.
Что собой представляют генетически модифицированные организмы? В естественных, природных условиях они не смогли бы возникнуть. К примеру, если мы встраиваем в ДНК картофеля искусственную вставку, он начинает вырабатывать токсин, который, действуя на колорадского жука, убивает его. Естественно, в природе такого не могло произойти. Еще пример. Аргентинские ученые ввели в геном коровы фрагмент человеческого ДНК, и корова начала давать молоко, которое можно употреблять диабетикам и которым можно корректировать  сахар в крови.
Природа подобного не создала, а человек на сегодняшний день может. Но опасен сам механизм этого встраивания.
– Так это яд или панацея?
– Когда мы в парламенте начали заниматься этой проблемой более десяти лет назад, то, конечно, столкнулись с двояким мнением в ученой среде по этой проблеме.
Некоторые  заверяли, что генетически модифицированные источники  абсолютно безопасны. Другие же ученые доказывали  на фактах, что это совсем не так. Год назад группа депутатов белорусского парламента направила письмо в Российскую академию наук с просьбой прокомментировать проблему. Ответ пришел из Института высшей нервной деятельности человека и нейрофизиологии РАН – от доктора биологических наук Ирины Ермаковой. Те исследования, которые она провела на крысах, повергают в шок.
У первого поколения крыс летальность доходила до 57 процентов, а второго поколения просто не было.  Что же говорить о человеке?! На сегодняшний день «узких испытаний» на человеке до сих пор не проводили, при том что в мире сегодня производится трансгенная сельскохозяйственная продукция на 102 миллионах гектаров. В основном данные технологии используются крупными коммерческими компаниями.
В сентябре прошлого года был довольно большой международный скандал с американским трансгенным рисом. Американская вставка чужеродного гена была запрещена самим разработчиком в 2003 году, но это не помешало ей оказаться почти во всем рисе, который был произведен в США. После этого Евросоюз, а также Россия, Япония и некоторые другие страны закрылись для ввоза этого риса.
Отношение в Беларуси к трансгенным продуктам не то чтобы негативное, оно неоднозначное. Если проведенные исследования какого-либо генетически модифицированного растения или животного покажут, что это безобидно и хорошо, это можно внедрять в производство. Но когда есть хотя бы малейшие проблемы, хоть малейшая неуверенность, надо проводить жесточайшие исследования ради жизни человека и будущих поколений.
– А по какому закону?
– В январе этого года в Беларуси был принят Закон о безопасности генно-инженерной деятельности. В нем очень жестко прописано именно проведение работ в области генной инженерии, в частности по модификации всевозможных генов растений и животных. Закон предусматривает жесткий контроль за транзитом через Беларусь трансгенных семян и  пищевых продуктов. При Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды создан Экспертный совет по безопасности генно-модифицированных организмов.
Беларусь сегодня законодательно является зоной, свободной от генетически модифицированных источников.
Для того чтобы маркировать продукт любой трансгенной линии, эта линия должна пройти испытания по биологической безопасности и ряду других требований и быть официально зарегистрированной. Сейчас в Российской Федерации таких линий зарегистрировано 19. Туда входит генетически модифицированная соя (используется в кондитерской, мясной промышленности),  одна линия свеклы, одна линия для риса и т.д.
В Беларуси же ни одна такая линия юридически не зарегистрирована. А к примеру, в США, где находится 96 процентов всех трансгенных полей мира, одобрено 114 линий. Всего же в мире подобных линий генетически модифицированных продуктов насчитывается более тысячи.
– Существуют ли в мире «чистые зоны»?
– Много лет назад правительство Швейцарии объявило свою страну зоной, свободной от ГМО. 13 февраля этого года мэр Москвы Юрий Лужков своим Постановлением № 88-ПП фактически объявил город первой свободной зоной от генетически модифицированных источников на территории России. Обсуждение этой инициативы прошло на «круглом столе» в Государственной думе, и представители ряда регионов, которые присутствовали на этом обсуждении, высказали желание также войти в зону, свободную от ГМО.
Проблема эта актуальна еще  и потому, что  существует генетическое оружие. В 2005 году Интерпол создал специальное подразделение для борьбы с биотерроризмом. Несколько лет назад в США одна компания проводила исследования на кукурузе. Идея была такова: пока женщина употребляет эту кукурузу, она остается стерильной, то есть трансгенная кукуруза действует как контрацептив. То есть трансгены способны влиять не демографическую ситуацию! Разве это не оружие?
Общественность в США отнеслась к этому эксперименту весьма настороженно, и широкого применения он не получил. А знают ли об этом в других странах?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter