Сплошная… «дедоморозизация»

Куда податься в Беларуси туристу-иноземцу, чтобы получить незабываемые впечатления? Конечно, в глубинку! Она непременно удивит чем-то этаким, креативненьким? Но вот, вспоминая хронику только что минувших празднований, невольно задаешься одним вопросом. А не разочаровался бы иностранец, захотев посетить накануне Нового года сразу несколько районов — с целью отыскать необычные праздничные, колядные картинки?

Число поместий праздничных персонажей в глубинке все множится. А дальше?

Куда податься в Беларуси туристу-иноземцу, чтобы получить незабываемые впечатления? Конечно, в глубинку! Она непременно удивит чем-то этаким, креативненьким? Но вот, вспоминая хронику только что минувших празднований, невольно задаешься одним вопросом. А не разочаровался бы иностранец, захотев посетить накануне Нового года сразу несколько районов — с целью отыскать необычные праздничные, колядные картинки?

Перво-наперво (и это уже тенденция последних лет!) — активное «клонирование» всевозможных резиденций, поместий, подворий, где главный хозяин — Дед Мороз. (Ну и, ясное дело, куда ему без молодой румяной Снегурочки?) Вот и нынче открылись усадьбы главного морозного персонажа в Чечерском, Волковысском районах, на Витебщине... Это вдобавок к тому Дедуле, который в Беловежской пуще уже не первый год обитает. (Пока именно он — самый Главный.)

Креатив по-белорусски? Не спешите с выводами! Придумщики-организаторы на местах, конечно, заверяют: мол, только наш Дед — самый-самый. Только наша Снегурочка — всех краше да милее. Но это, как говорится, из области рекламных «завлекаловок». А что на деле? Не очень выигрышная, с точки зрения успешности туристического бизнеса, ситуация. Да, местная ребятня в восторге: далеко ехать не нужно, вот он, доморощенный Дедушка Мороз! Но с «бородой», то бишь не в прямом, а в переносном смысле. И сколько бы ни изощрялись массовики-затейники, туристу иностранному не сильно западет в душу стандартный в общем-то подход. Создать усадьбу Деда Мороза — это одно. Но просто копировать — не значит креативно подходить… К чему? Не только к ведению турбизнеса в глубинке, хотя и этот момент важен и в наше меркантильное время актуален!

Вопрос в другом: насколько удается через праздничную кутерьму пропиарить то, что более всего в цене? Не подражательство, копирование, а нечто совершенно оригинальное, типичное лишь для конкретного региона, деревни, наконец?! Пока, стоит признать, в Беларуси, если смотреть по части «дедоморозизации», только бренд «Зюзя Поозерский» достоин быть названным оригинальным национальным пиар-продуктом в области новогоднего «продвижения». Не зря на Поставщине так напрягали извилины!..

Можно допустить, что такие постпраздничные размышления грешат уж слишком явным субъективизмом. Готовы спорить! Но хочется заметить: неужели в любом регионе нашей Синеокой не найдется своя «фишка»? Легенда, из которой можно «вычленить» колоритного персонажа? Пусть это будет и... не Дед Мороз, «спекулировать» на образе которого можно лишь в зимний сезон. Даже если и есть туристы, готовые летом смотреть представление с участием Деда Мороза и Снегурочки, вряд ли много наберется…

Еще одна примечательная тенденция. Увы, тоже не внушающая большого оптимизма. Скажите, кто в Беларуси первым «откопал» житковичскую деревню Погост? СМИ — электронные и печатные? Да, они-то «прожужжали», но лишь после того, как одна из зарубежных телекомпаний сенсационно включила это, скажем прямо, мало известное самим белорусам село в число мест на планете, где оригинальнее всего отмечают Рождество. Неужели мы сами настолько ленивы, инертны, «погружены» в Интернет и прочие навороченные средства коммуникации, что не замечаем, не пиарим свое, родное? Не отшлифовываем фактически готовые, предками в наследство оставленные, «фишки»-легенды? В этом плане и мы, журналисты, все чаще идем вслед за какой-то сенсационной новостью из Всемирной паутины. Забывая о том, что нельзя откопать уникальное, не осваивая деревню, кладези ее исторических, культурных пластов. Непосредственно на месте, через восприятие тамошнего, коренного люда. Другой вопрос, что кое-где с исчезновением с карт небольших деревень уходят неповторимые обряды, традиции — не сбереженными для потомков, не запечатленными для следующих эпох и поколений.

…Или вот другая история, с уникальным обрядом «Колядные цари», что «родом» из деревни Семежево Копыльского района. К слову, те, кто придал ему должную огранку, совершенно справедливо удостоены специальной Президентской премии за 2010 год. Но, прослеживая историю фактического возрождения обряда, невольно удивляешься — не окажись настойчивыми, упертыми заезжие ученые, сами-то местечковцы «продвинули» бы «спадчыну» в виде особенного обрядового действа дальше собственного села? И ведь не скажешь, что культработники в глубинке спят в шапку… (Много у них нынче разных забот.) Но чтобы откопать подзабытый обряд, изучить его, «оснастить» современной «оправой», нужно не только механически выполнить доведенный показатель.

Да и что потом? Ну хорошо, возродили обряд, открыли поместье Деда Мороза… Проблема в том, что малоэффективными окажутся наработанные «фишки» без увязки с турмаршрутами, без координации усилий сразу нескольких сторон — культработников, хозяев агроусадеб, районных пиарщиков (кстати, в таком качестве могли бы выступить сотрудники отделов идеологической работы).

Кто-то скажет — на все это нужны средства, и немалые. Согласимся! Но только отчасти. Как свидетельствует опыт тех же поставчан, креативная идея способна себя окупить. И очень даже быстро. Зюзя Поозерский, к слову, и в нынешнюю череду праздников не знал отбоя от гостей. Успешно ли конкурирует с более привычными Дедами Морозами? Вполне! И те, конечно, без работы не остаются. Однако уже сейчас очевидно: если и дальше «клонирование» новогодних дедуль, а также их резиденций в белорусской глубинке не приостановить, то рискуем прослыть нацией без собственных деревенских «фишек». И зачем при таком раскладе иностранцу ехать в Чечерский район, коль есть Беловежская пуща? Тут получится разве что не совсем равная конкурентная борьба, своеобразный «демпинг» похожих друг на друга новогодне-праздничных персонажей.

НА СНИМКЕ: есть в Беларуси места, где в праздничные дни обошлись без новоселья Деда Мороза. Например, в селе Техтин Белыничского района, что на Могилевщине, колядовали по-своему, по-местечковому.

Фото Наталии АБЛОЖЕЙ, БЕЛТА

P.S. У вас другое мнение? Хотите поспорить? «Белорусская мельница» готова затеять дискуссию... Пишите, звоните!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter