«Сплин иль страждущая спесь?..»

Наверное, все знают: что англичанину сплин, то славянину просто русская хандра. Непонятная грусть и тоска вселенская...

Наверное, все знают: что англичанину сплин, то славянину просто русская хандра. Непонятная грусть и тоска вселенская. А говоря современным языком, депрессия. С тех пор как Александр Сергеевич впервые коснулся темы «высокой печали», то здесь, то там предлагалось много способов ее врачевания. Те, кому совсем уж невмоготу было, боролись с депрессией в меру понятий и возможностей – ехали к цыганам, пили шустовский коньяк, писали стихи или просто молчали и бродили по лесу.

Несколько лет назад ученые стали уверять, что отыскали истоки депрессии и объявили ее болезнью.  И даже больше – заболеванием XXI века, от которого страдает половина жителей земного шара. Считается,  что все дело в дисбалансе некоторых маленьких молекул в головном мозге человека. Так вот при уменьшении количества одной из  их разновидностей – серотонина — и развивается депрессия. Фармацевтические компании тут же подхватили эту идею, немедля разработали и стали выпускать с постоянно нарастающими объемами  антидепрессанты и всевозможные витамины, призванные устранить сбой в системе. Многочисленные психологи зазывают к себе в кабинеты, обещая избавить от снедающей тоски всего за пару сеансов. Возможно, этот способ, где сочетаются пилюли и беседы («американский», как я его назвала), и имеет место быть, но лично я не очень доверяю ему: даже для нашего времени слишком прагматично делать деньги на «высокой печали». А обилие кабинетов «доверительных бесед» в западных странах и вместе с тем постоянный рост количества их посетителей с депрессивными состояниями, особенно в период межсезонья, настораживают. Нестыковочка получается...  Тем более есть мнение независимых от фарминдустрии экспертов, что, подсадив свой организм на дополнительные дозы серотонина, человек лишает мозг возможности  вернуться к выработке собственного.

И пусть отечественная  медицина пока  не объявила такой массированной атаки на хандру (хотя в последнее время заявления о необходимости этого стали звучать все чаще),  в быту полно разных, подчас оригинальных и интригующих способов избавиться от нее. А так как почему-то признано, что быть женщиной — значит иметь дополнительный фактор риска для развития депрессии, то и касаются они в основном женщин. Например, обновить гардероб, записаться на танцы или в солярий. А еще можно пить витамины, найти дело по душе, позвонить другу, непрестанно слушать музыку, ходить в кино, окружить себя определенным цветовым фоном и запахом. И уж лучше всего будет, говорят те, кто прошел курс «Испытано на себе», если вы найдете такую же томящуюся в депрессии душу и… справитесь с ее проблемой. Мол, тогда вам будет счастье, хандру как рукой снимет.

Мужчины, а знаете, что советуют те же американские «специалисты» вам? Сменить автомобиль, а если такового не имеется — супругу… Интересно, что бы на это сказал Александр Сергеевич, у которого «милая сердцу русская хандра» вызывала только одно желание – углубиться в себя.

Может, у классика и скрыт тот самый единственный рецепт от депрессии, которой сегодня перманентно страдает, кажется, весь цивилизованный мир? Может, дымка тоски весной и осенью дана не для того, чтобы сменить интерьер в квартире и обеспечить рост продаж у фармкомпаний?  Рискну предположить, что в таком случае если не от всех, то от многих вышеприведенных советов состояние может только ухудшиться. Ведь, придерживаясь их, человек «копает» в обратном направлении – от себя. В то время как необъяснимая грусть, наоборот, требует внимания к себе, интуитивного желания побыть наедине с собой, выйти из замкнутого круга суеты. А вдруг в тишине душа и встретится как раз с тем, по чему она тоскует?..

Кстати, неправильный способ борьбы с хандрой все-таки может привести на прием к врачу, но уже в больницу. Так считает и доцент кафедры психотерапии и медицинской психологии БелМАПО, кандидат медицинских наук Елена Тарасевич. Пример тому – отделения неврозов и психиатрические клиники, где лечат тяжелые ее последствия и «выбивают» из головы пациентов суицидальные мысли. Хандрить могут многие, попадает  же в больницу  не каждый. Речь идет о частных тяжелых случаях, когда это состояние перерастает в затяжную депрессию с постоянно плохим настроением (в течение двух и более недель), ухудшением аппетита, внезапно появившимися болями, например, в области желудка, сердца, колебаниями артериального давления. Вот тогда «страждущая спесь» на самом деле нуждается в грамотном (!) специалисте. С этим и Пушкин не поспорил бы…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter