Список рейдера

Журналистское расследованиеНевразумительным событиям на предприятии в поселке Юбилейный Гомельского района была посвящена не одна статья в «СБ». Крупнейший налогоплательщик Гомельского района, винодельческий завод BST, девять лет назад неожиданно попал в банкротство. Предприятие, которое считалось процветающим и перспективным, вдруг оказалось... неплатежеспособным...

Невразумительным событиям на предприятии в поселке Юбилейный Гомельского района была посвящена не одна статья в «СБ». Крупнейший налогоплательщик Гомельского района, винодельческий завод BST, девять лет назад неожиданно попал в банкротство. Предприятие, которое считалось процветающим и перспективным, вдруг оказалось... неплатежеспособным. А потом на заводскую территорию слетелись коршуны. А как иначе назвать действия назначенной на завод управляющей компании ЗАО «Малиос Консалт»? Те, кто должен был проводить финансовое оздоровление завода, устроили на предприятии настоящий шабаш. Примеров сколько угодно! Готовая продукция отгружалась по заниженным ценам, а сырье для производства приобреталось по завышенным. Дебиторская задолженность росла, кредиторская тоже. Процветающий винзавод сделался хронически убыточным. Во всевозможные инстанции посыпались жалобы.... Но, видимо, очень уж были уверены в своей безнаказанности те, кто «выжимал соки» из «банкрота»...


Совсем недавно в суде Московского района Минска был вынесен приговор в отношении А.Козловского, бывшего управляющего винодельческим заводом BST. Поясним: А.Козловский был нанят на работу «Малиос Консалтом». Бывший управляющий признан виновным в хищении и причинении предприятию ущерба в особо крупном размере, повлекшего тяжкие последствия. Суд назначил А.Козловскому 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества.


Кроме того, суд приговорил взыскать с Козловского 188,9 млрд. рублей в пользу ООО «BST Ltd».


Сумма, в которую оценен ущерб, скажем прямо, неслыханная.


В материалах уголовного дела подробно описано, как «подтапливалась» экономика винзавода. Все это, впрочем, давно было секретом Полишинеля — очень многие люди прекрасно знали, что завод просто разворовывается. Нагло, не таясь! Скажем, необходимые в производстве алкогольной продукции термоусадочные колпачки, гофрокоробки, фильтр–картон закупались у небольших частных структур. По цене в 2 — 4 раза (!) выше, чем предлагали Светлогорский целлюлозно–картонный комбинат и другие предприятия. Казалось бы, речь идет о мелочевке. Но необходимо учесть размер партий колпачков и коробок — закупки шли на сотни миллионов рублей. И почти всякий раз завод переплачивал за эти колпачки, а разница расходилась по карманам многочисленной шайки жуликов, облепивших завод, как оводы измученную лошадь.


А как бурно росла дебиторская задолженность! Вот лишь один штрих. В адрес одного из «партнеров» BST отгружаются «вино плодовое в ассортименте и напиток слабоалкогольный» на сумму свыше 1 млрд. рублей. Но деньги за отгруженный товар на счет предприятия не поступают. А где они оседают? Несложно догадаться — у жуликов и их покровителей из кабинетов с дерматиновыми дверями. Вокруг завода образовалась целая вереница сомнительных «покупателей». Многие из них оказались подставными и даже мифическими. Разглядеть их нечистую репутацию можно было без труда. Но именно это нежелание внешнего управляющего менять схемы продаж и было самым сильным в процессе грабежа среди бела дня. Похоже, что управляющий и не собирался выводить предприятие из финансового кризиса, если производство продукции на BST сделалось вдруг «планово–убыточным». С рентабельностью до минус 45 процентов. То бишь завод аккуратно работал себе в убыток, что вообще–то немыслимо для высокодоходного алкогольного производства. Но именно этого воротилы и добивались... В графе госстатистики «убыток» печально красовались одни цифры, а на личных счетах бодро основались совершенно другие!


Конечно, вакханалия на BST — дело не одного лишь Козловского. То, что он орудовал «в составе организованной группы», совершенно понятно. Но кто ему споспешествовал? Жаль, что следствие скромно обошло некоторые фамилии. Хотя без них невозможно объективно охарактеризовать широкую картину злоупотреблений и воровства. По моей информации, речь должна идти и о высокопоставленных людях, способствовавших тому, что длительное время разворовывание завода тщательно скрывалось от публики. По мнению специалистов, без высоких покровителей, явных коррупционеров, сделать из завода крупную и бездонную кормушку было бы невозможно.


Как, скажем, могли активы крупного винзавода за один год «усохнуть» с 8 млн. долларов до 400 тысяч? И это при том, что между первой и второй «оценкой» — намеренно беру это слово в кавычки — на заводе была установлена новая итальянская линия по розливу вина. И обе оценки проводила одна организация — упоминавшаяся выше фирма «Малиос Консалт», и она же была назначена «внешним управляющим» на BST.


Специалисты, безусловно, понимают, что такое, если мало–мальски следовать закону, просто невозможно. Любой юрист знает, что такого понятия, как «внешнее управление», в белорусском законодательстве вообще не существует. Это сугубо российский термин. Так по какому же законодательству BST признавалось банкротом? Или мы уже живем по иностранным законам? Или кое–кому законы вообще не писаны?


По документам причиной банкротства винзавода стали требования двух кредиторов BST: ирландской «оффшорной» компании «Овермарс» и компании «Евроторг». Они выставили претензии к BST на сумму более миллиона долларов. И, как по мановению волшебной палочки, предприятие, не имевшее долгов перед бюджетом и по заработной плате, вдруг признается неплатежеспособным. Да, оцененные в 400 тыс. долларов активы винзавода не позволяли гарантировать расчета с кредиторами. Но не был ли «долг» липовым? В 2004 году хозяйственный суд признал требования «Овермарса» и «Евроторга» необоснованными и исключил их из реестра требований кредиторов. Получается, что банкротство успешного предприятия вообще произошло по причинам, высосанным из пальца? Если так, то надо признать: на BST была инсценирована классическая комбинация по захвату чужой собственности.


Как у нас оказывается все просто и красиво!


Это в каком–нибудь Урюпинске для того чтобы одна команда выгнала с заводской территории другую, надо нанимать головорезов с оружием. У нас в тихой Беларуси можно обойтись спокойнее — нанять разбитных юристов, возможно, кого–то «подмазать», сделать видимость соблюдения закона — и дело в шляпе...


Это наблюдение подтверждают последующие события. Пока в суде готовилось к рассмотрению уголовное дело в отношении А.Козловского, новый управляющий BST шустро успел продать винзавод за 2 млрд. рублей одной частной фирме. Это при том, что балансовая стоимость завода превышает 17 миллиардов. Заметают следы? Не знаю. Но кому на руку такая сделка? Многим! Если предприятие будет ликвидировано и соответственно исключено из государственного реестра, дальнейшие вопросы задавать будет некому... Раз нет BST на бумаге — нет и проблемы.


Чувствуется, за кулисами этой истории стоят опытные кукловоды...


Напомню: о некоторых фактах в судьбе BST «СБ» писала в ноябре прошлого года. В публикации были поставлены конкретные вопросы. Как получилось, что управляющий нанес такой огромный ущерб предприятию, трудовому коллективу, бюджету, государству? Ведь это произошло не в один день, а длилось несколько лет. Куда смотрели местная власть, контрольные органы, соответствующие государственные ведомства? К сожалению, вместо конкретных ответов из разнообразных инстанций газета получила тогда шквал циничных окриков: «Кто вам позволил об этом писать?!», «Ваши очерняющие публикации отпугивают от предприятий–банкротов инвесторов!» и т.д. и т.п. Дошло даже до того, что в адрес редакции стали приходить «грозные факсы» с требованием немедленно прекратить публикации «о предприятиях, находящихся в процедуре банкротства». Подписал сей удивительный документ чиновник, обязанный строго блюсти государственный интерес в этой сфере, а не заботиться о «пристойности» чьих–то репутаций... Диковато получается. Некоторые господа чиновники вместо того чтобы честно отреагировать на вскрытые газетой злоупотребления, со всех сторон набросились винить «очернительные публикации в СМИ». Старая, вообще говоря, песня...


Ладно бы. Но под отвлекающие охранительные вопли буйным чертополохом расцветают все новые безобразия, связанные с явно искусственными «банкротствами», проще говоря, прикарманиванием госсобственности. Минский часовой завод, Бобруйский завод виноградных напитков, Минский маргариновый завод, Минский дрожжевой комбинат. Этот черный и мрачный список на глазах становится все длиннее...

 

Фото Андрея НОВИКОВА, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter